Аджа’иб ал-махлукат («Чудеса Сотворенного»)

Apr 24, 2015 15:29



«Чудеса Сотворенного» - особый жанр классической исламской литературы. Основы его были заложены еще в VI-VII вв., сразу после появления Ислама. Мусульманские ученые (особенно иранцы) в те времена принялись много путешествовать в поисках новых знаний: сыграла роль и привнесенная эллинизмом тяга к пониманию мира, и написанное в Коране: Бог способен создать все, что угодно - и многое людям пока неизвестно. Кто знает, может удастся встретить на пути настоящего джинна или ангела, о которых открыто говорит Коран?

В путешествиях ученые видели чудеса природы и произведения рук человеческих. Они стали записывать увиденное и услышанное - но тогда это носило вид разрозненных путевых заметок.
Только к XII в. многочисленные заметки и трактаты стали объединять в масштабные произведения, посвященные описанию мира и мироустройства, географии, космогонии - то есть, рассказам о чудесах Сотворенного Создателем.

Один из наиболее видных представителей данного жанра - Закария Казвини (1203 -1283), родившийся в городе Казвин, неподалеку от Тегерана. В молодые годы он покинул дом, и в 1233 г. жил в Дамаске, далее - в тогда персидском Ираке. Он не столько использовал свои наблюдения, сколько собирал информацию из других источников. Книгу «Чудеса сотворенного и диковинки существующего» (1258) Казвини написал уже в зрелые годы, занимая должность судьи в Ираке. Она иллюстрирована и снабжена картами. Именно после работы Казвини данный жанр стал невероятно популярен.

Первая часть книги посвящена сверъестественному, божественному миру, а вторая - миру земному. Так, речь идет о небесных телах, Луне, Солнце, планетах и звездах (и даже описываются лунные и солнечные затмения). Далее автор рассказывают о «небесном Царстве»: ангелах, несущих трон Бога, архангелах, ангелах-хранителях и т. д. Уделено внимание и способам исчисления времени, различным календарям (арабскому, персидскому зороастрийскому и греческому).

Во второй части Казвини подробно описывает четыре стихии (элемента), разные ветра и природные феномены (радугу, молнию, гром). По его мнению, Землю можно разделить на семь климатических поясов. Он подробно рассказывает об известных морях и островах. И далее о «трех мирах природы»: минералах, растениях и животных (включая птиц и насекомых). Разумеется, из животных подробнее всего описывается человек, его анатомия и физиология, эмоциональные состояния и нервная система. Немало страниц в книге уделено джиннам и демонам. Последняя глава рассказывает об удивительных монстрах и различных видах ангелов.

Разумеется, книги, принадлежащие данному жанру, имели важное значение в исламском мире, постоянно дополнялись и переписывались - а главное, их украшали красочными иллюстрациями. Некоторыми из них я хотел бы поделиться со своими читателями. Они принадлежат изданиям различного времени: от XII до XVII в.

Также, пользуясь случаем, хочу ответить на вопрос, который читатели регулярно задают мне после подобных постов: « Разве в Иране не запрещены изображения живых существ?».
Хочу подчеркнуть, что говорю сейчас именно про Иран, где преобладает Ислам шиитского толка, так как в арабских странах все сложнее. Ведь в Иране людей и животных изображали задолго до прихода Ислама (о чем нам говорят многочисленные барельефы Персеполя и другие исторические памятники). Мани, пророк времен Сасанидов, был известен еще и как художник - отец-основатель персидской живописи и иллюстрации (возможно, вы слышали о его известной иллюстрированной книге «Аржанг»).

В первое время после принятия Ислама иранцы, действительно, не рисовали людей и животных. Но художественное искусство не умерло, а приобрело новые формы - появился « тасхиб», особый способ украшения и золочения страниц Корана. К IX в. персидские правители уже позволяли себе украшать дворцы роскошными фресками с различными сценами из жизни. Так, сохранились изображения в персидском дворце Аббасидов в Багдаде: танцующие женщины в легких одеждах и с кубками вина в руках. Конечно же, простым смертным такие вольные рисунки были недоступны.

Однако изображение человеческого тела постепенно начало проникать в научные круги, там, где оно было совершенно необходимо: так, оно появляется в трудах Авиценны. Да и книги, подобные вышеупомянутому труду Казвини, невозможно представить без изображений животных, людей, ангелов и демонов. Еще один пример: иллюстрации в древних рукописях «Калилы и Димны». Запрет ослабевал - и искусство живописи вновь достигло расцвета во времена Сефевидов, о чем говорит множество фресок во дворцах Исфахана.

Сегодня живопись и скульптура, посвященные любым предметам, в Иране совершенно нормальны и одобряемы.

Несколько ссылок для более подробного изучения «Чудес Сотворенного»:
http://cudl.lib.cam.ac.uk/view/MS-NN-00003-00074/1
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8406160j/f1.planchecontact
http://archive.nlm.nih.gov/proj/ttp/flash/qazwini/qazwini.html

Посты на похожие темы:
Парвиз Танаволи - иранский скульптор
Картины иранского художника
Картины персидского художника Махмуда Фаршчияна
























































Литература Ирана, Окно в Иран, Искусство Ирана

Previous post Next post
Up