Взгляд на права животных в Иране и в Исламе

Oct 23, 2010 00:52


В Исламе правам животных и их защите уделяется особое внимание. Священный Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предписывает мусульманам проявлять доброту к животным, защищать и соблюдать их права. Такое внимание свидетельствует о том, что Ислам как универсальная религия покровительствует всем живым существам. Сердечность того, кто исповедует Ислам, должна распространяться не только на людей и животных, но и на все живое. Примечательно, что человек обязывается защищать и соблюдать права животных, в то время как животные такую ответственность по отношению к человеку не несут. Ниже приступим к рассмотрению прав животных в Исламе.

Животные в Священном Коране
Всевышний Аллах в Священном Коране призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звёзд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях и предписывает изучать их. Творец в различных айятах Священного Корана призывает мусульман подумать над знамениями Божьими, размышлять о происхождении животных и самого человека. Так, например, в суре «Йа син», айят 71 - 73, сказано: «Разве они не видели, что Мы сотворили для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют? Мы покорили его им: на одних они ездят, других едят. Для них в этом есть польза и питье. Разве они не возблагодарят?»

В суре «аль-Муминун» («Верующие»), айят 21 сказано: «Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь…».

В суре «аль-Гашийа» («Покрывающее»), айят 17, сказано: «Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы…?»
Всевышний Аллах также призывает людей учиться на примере животных, пернатых и насекомых.

В Священном Коране подчеркивается польза животных и уделяется внимание психологическим аспектам их использования. Так, например, в суре «ан-Нахль» («Пчелы»), айяте 6 сказано: «…Для вас в них - красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете…». В комментариях к данной суре приведено, что сцена шествия стада по утрам на пастбище и возвращения вечерами в загон, т.е. действие, которое в Священном Коране названо «украшением», имеет глубоко символический смысл и свидетельствует о самодостаточности общества. В данном случае под «украшением» понимается самостоятельное обеспечение обществом всех своих потребностей и достижение экономической независимости. (Макарим Ширази, 1380, т. 11, стр. 159 - 160).

В суре «ан-Нахль» излагаются удивительные сведения о пчелах, жизнь и деятельность которых отличается организованностью, дисциплинированностью, разделением труда и ответственности. Улей, по сути, является самым чистым, аккуратным, ухоженным и деловым городом на свете, обладающим своеобразной цивилизационной моделью. Может быть единственный аргумент, который можно привести для объяснения такой организованности и сотрудничества, приведен в суре «ан-Нахль», айятах 67 - 68, где сказано: «И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!»

Исламский фикх о необходимости обеспечения потребностей животных
Обеспечение потребностей является одним из важнейших обязанностей человека по отношению к животным. Кормление животных в ряде книг по исламской юриспруденции считается доказательством верности и подтверждением преданности. В Исламе существуют три основания, в соответствии с которыми человек обязывается обеспечивать других: 1. Супружество (брак); 2. Родство; 3. Владение (права собственности). Исходя из третьего основания, любой человек, владеющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида. Данное предписание касается всех животных, не зависимо от того, является ли мясо данного животного дозволенным к употреблению в пищу или нет (Наджафи, т. 31, стр. 394). В ряде книг по исламской юриспруденции приведено, что «человек, содержащий домашнее животное, должен обеспечить его в достаточном количестве подходящей ему пищей и водой, не зависимо от того, является ли мясо данного животного дозволенным к употреблению в пищу или нет. Если мясо дозволенное, то мусульманин вправе животное: 1. содержать и кормить; 2. закалывать; 3. продать. Если же мясо животного не дозволенное, то хозяин вправе: 1. содержать и кормить; 2. продать» (Найини, 1378, стр. 48).

Степень обеспечения животных необходимой пищей и водой в исламском фикхе
В каком количестве подходящей пище нуждается животное?
а) В чем нуждается животное ежедневно?
Животное нуждается в достаточном количестве подходящих ему продуктов питания, месте для проживания, уходе с учетом естественных потребностей и в соответствии с его породой и особенностями. Если животное может самостоятельно добывать достаточное для пропитания количество корма на пастбищах, то хозяин может отправить его на луга. В противном случае, хозяин должен обеспечить животное всеми необходимыми для его жизни. Кроме того, если животное не может самостоятельно обеспечить себя в полной мере, то хозяин должен обеспечить его достаточным для пропитания количеством корма (Наджафи, т. 31, стр. 394).

б) Обязанности хозяина по обеспечению потребностей животных
Исламское законодательство настоятельно рекомендует человеку выполнять свои обязанности по обеспечению потребностей принадлежащих ему животных и контролировать их, иначе он будет принужден к выполнению своих обязанностей. Если хозяин откажется выполнять рекомендации законодательства, то законоведам необходимо найти иные пути воздействия на него (Джа’фари, 1377, т. 1, стр. 116 - 117).

Если жизнедеятельность животного не будет обеспечена ни одним из вышеуказанных способов, то мусульманский законовед, по возможности, лично будет обеспечивать животное необходимым количеством подходящих ему продуктов питания.
В случае отказа человека от выполнения своих обязанностей по отношению к принадлежащим ему животным, законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего хозяину имущества и за вырученные средства обеспечить жизнедеятельность животного. Законовед также вправе сдать животное в аренду, если таким способом можно будет обеспечить его жизнедеятельность (Там же).

Помимо обеспечения жизнедеятельности самих животных, хозяин также обязан содержать их потомство. Посему, если животное обзавелось потомством, хозяин обязан обеспечить детеныша достаточным количеством материнского молока. В случае если молока хватает только для детеныша, доить животное запрещается. Вместе с тем, если доение молока не причинит вреда животному и его детенышу, или детеныш может самостоятельно пастись, то доить животное разрешается, ибо в противном случае полезный продукт пропадет (Хилли, 1411, стр. 354).

Исламское законодательство обязывает человека проявить заботу не только о животных, но и о насекомых. Так, например, пчеловод обязан оставлять немного меда в улье, а при необходимости, например, в зимний период, обеспечить пчел медом в достаточном для них количестве. А шелковод обязывается обеспечивать гусениц тутового шелкопряда свежими листьями. Если шелковод не будет выполнять свои обязанности надлежащим образом, то законовед вправе продать некоторую часть принадлежащего ему имущества и за вырученные средства обеспечить жизнедеятельность гусениц шелкопряда (Фаридуни, стр. 251).

В случаях, когда продуктов питания достаточно для сохранения жизни только одного животного, а другим будет угрожать смерть, например при нехватке воды, можно поступить следующим образом:
а) если все животные имеют для хозяина одинаковую жизненную ценность, то он вправе распоряжаться продуктами питания по собственному усмотрению;
б) в противном случае, например при выборе между собакой и овцой, хозяин должен напоить собаку, так как шариат разрешает закалывать овцу, но не допускает, чтоб собака погибла.

Исходя из вышеприведенного примера, при выборе между верблюдом и, например, лошадью, необходимо напоить второе животное, так как верблюд может длительное время (более двух недель) обходиться без воды (Джа’фари, 1377, т. 1, стр. 118 - 119).

При нехватке воды жизнь животного важнее ритуального омовения. Одним из условий молитвы является ритуально омовение и чистота, как духовная, так и физическая. Однако иногда возникают случаи, когда из-за нехватки воды мусульманин оказывается пред выбором между отправлением своих религиозных обязанностей и сохранением жизни животных. В таких случаях исламские ученые единогласно предписывают использовать воду для напоения животных, а ритуальное омовение совершить землей или песком. Так, например, Имам Хомейни рекомендует совершать ритуальное омовение песком «в том числе в тех случаях, когда использование воды для религиозных нужд ставить под угрозу жизнь полезного животного, например овцы…». Комментируя соответствующий случай, он также подчеркивает, что «при жажде, угрожающей жизни, не важно, чья жизнь подвергается опасности, жизнь самого жаждущего, другого человека или животного, раба или свободного или в целом, всех, жизнь которых необходимо сохранить…» (Имам Хомейни, Тахрир ал-васила, т. 1, стр. 185).

Обеспечение потребностей животных с точки зрения видных мусульманских деятелей
Имам Джа’фар ибн Мухаммад (мир ему!) рассказывал, что Пророк Иса (мир ему!), проходя по берегу моря, бросил хлеб свой в воду. Его спросили: «Почему Вы бросили хлеб свой в море?» Пророк ответил: «Чтоб морские обитатели съели его, ибо Всевышний воздаст за доброе дело».

Про Имама Ахмада ибн Ханбала передают: «Однажды ему рассказали про живущего в Мавераннахре старца, знающего много хадисов (преданий) Пророка. Он поехал в Мавераннахр и встретил того старца. Тот кормил собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его приветствие и продолжил свое занятие. Имам Ханбал обиделся и подумал про себя, почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания? Знаток хадисов накормил собаку и обратился к Имаму Ханбалу: - Кажется, вы обиделись на то, что я не обратил на вас внимание? Имам Ахмад ответил утвердительно. Старец ответил: - Я слышал от Абу Зинада, который слышал от А’раджа, который слышал от Абу Хурайрá, который слышал от Пророка, который сказал: «Если кто-то разобьет чью-то надежду, то Всевышний в Судный день разобьет его надежду и не введет его в рай». В наших краях не встретишь ни одну собаку, а эта собака пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью ее надежду, а Всевышний в День суда не простит меня. Услышав предание старца, Имам Ахмад сказал: - Мне этого хадиса достаточно. Поклонился старцу и ушел» (Фаридуни, стр. 382 - 383).

Допустимый предел распоряжения человеком жизнью животных
В соответствии с исламским вероучением человек может распоряжаться жизнью животного исключительно при крайней необходимости, например, при самозащите или в целях проведения медицинских исследований.

Право животных на жизнь в исламских законах 
Существует много хадисов, т.е. преданий о словах и действиях Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишить жизни животных. Ниже приведем некоторые из тех преданий:
•    «من قتل عصفـوراً بغير حق سـأله الله عنه يوم القيامه» - «В Судный день Всевышний Аллах спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья» (Найини, 1378, №62, стр. 47);
•    «Передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал необоснованное и беспричинное убийство любого живого существа» (Там же);
•    «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «لعن الله من مثل بالحيوان», «Всевышний проклинает того, кто изуродует или накажет во устрашение животных» (Там же).
•    «Передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изволил сказать: «В ночь вознесения - ал-ми’радж, я пролетал над геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину ее страданий и мучений. Ответили, что она связала кошку по рукам и ногам, не давала ей ни есть, ни пить, ни воспользоваться даже сухими травами и кошка умерла. За такое отношение к кошке Всевышний и наказывает эту женщину».

Из приведенных преданий и подобных им следует, что человек не имеет право лишить жизни животных, если они не причиняют ему беспокойство или не угрожают его жизни. Следовательно, при проведении экспериментов над животными в медицинских целях тоже необходимо избежать гибели большого количества лабораторных животных. Кроме того, если все таки по необходимости придется забить животное, то необходимо избежать мучительную смерть животного. Помимо того, следует проявить гуманность в отношении рабочих животных, не перегружать их работой, не допускать их гибели и изувечения (Там же).

Использование животных человеком
Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в использовании животных.

Ниже приведем некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующих сферу использования человеком животных:

а) допустимая мера доения скота
1.    если у животного есть детеныш, владелец скота обязан обеспечить детеныша достаточным количеством материнского молока. В случае если молока хватает только для детеныша, доить животное запрещается. Ряд суннитских факихов утверждают, что молока надо оставлять в количестве необходимом для поддержания жизни детеныша. Автор «Джавахира» придерживается мнения, что данная фетва противоречит основам шариата.
2.    если доение причиняет вред животному, например, в случаях, когда животное не может должным образом насытиться кормом, то доить животное воспрещается (Джа’фари, 1377, т. 1, стр. 119).

б) допустимая мера забора меда из улья
Пчеловод должен оставлять достаточное количество меда в улье, а при необходимости, например, в зимний период, обеспечить пчел медом в достаточном для них количестве (Там же, стр. 118).

в) допустимая мера использования верховых и вьючных животных
Абузар передает, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) изволил сказать: «нет такого животного, который бы каждое утро не просил у Всевышнего владельца, который бы накормил его сеном, напоил бы водой и использовал бы в меру» (Фаридуни, стр. 150).

Сакуни передает, что Имам Джа’фар ас-Садик (мир ему!) изволил сказать: «у владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на верховом».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) изволил сказать: «у владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе владелец не должен без дела засиживаться на седле, не перегружать животное сверх его грузоподъемности и не вынуждать к долгим путешествиям».

Абу Хурайра передает, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) изволил сказать: «не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везет поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись».
Хаммад Лаххам передает, что Имам Джа’фар ас-Садик (мир ему!) как-то увидел, что поклажа верблюда, следовавшего в караване, накренилась. Он позвал погонщика и велел ему: «О, юноша! Поступай с этим верблюдом по справедливости, ибо Всевышний любит справедливость и справедливых».

Одно из указаний Повелителя Правоверных ‘Али (мир ему!) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов] не должен долго сидеть верхом, чтоб не изранить спину животного. Посему, сборщик обязан по справедливости использовать верховых, по необходимости дать отдых уставшим животным, раз в несколько часов расседлать и пускать пастись» (Шахиди, 1347, стр. 286).

г) Запрет на жестокое обращение с животными
Как уже ранее было отмечено, в Коране утверждается наличие у животных сознания и восприятия. Поэтому ислам, запрещая жестокое обращение к животным, строго осуждает и подвергание животных душевным страданиям. Из числа моментов, которые в этом плане встречаются в преданиях (хадисах), можно упомянуть нижеследующее:

1. Запрет на проклятия животных и их избиение
Повелитель Верующих Имам ‘Али (мир ему!) изрек: «Бог проклинает того, кто проклинает животных». Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. «Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу». (Джа’фари, 1388, т. 1, с.118).

Существует предание, согласно которому Имам Зайн ал’Абидин (мир ему!), верхом на одном верблюде двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совершил паломничество в Мекку, и за все это время ни разу не ударил своего верблюда хлыстом. Он в одном из своих завещаний своему сыну Имаму Мухаммаду ал-Бакиру (мир ему!) говорит: «О, сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрет, ты похорони его, чтоб хищники не растерзали труп».
Во время одного из паломничеств в Мекку верблюд у Имама ‘Али ибн ал-Хусайна (мир ему!) споткнулся. Имам поднял хлыст, но, не ударив верблюда, сказал: «Если бы не назидание (отца), то я бы его ударил». Известно, что человек, ударив животных, совершает предосудительное действие. (Фаридуни, с. 158).

2. Запрет на забой животного перед глазами его сородича
Не позволительно убивать животного перед глазами другого животного (Хилли, 1411, т. 3, с. 914.). Имам ‘Али (мир ему!) изрек: «Не следует заколоть овцу перед глазами ее сородича».

3. Запрет на разлучение детеныша животного с матерью
Одно из указаний Повелителя Правоверных ‘Али (мир ему!) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов] не должен разлучить верблюжонка с его матерью».
Пример, связанный с верблюдицей и ее детенышем служит мерилом для отношения в этом плане со всеми животными и их потомством. Так, например, «охота на цыплят в гнезде, пока они не в состоянии лететь, воспрещается, ибо цыплята в гнезде находятся под защитой Самого Господа». (Джа’фари, 1377, с. 286).

4. Запрет на жестокость и произвол.
Повелитель Правоверных ‘Али (мир ему!), обращаясь к сборщику налогов на скот, изрек: «Ответственным за приемом и пригоном скота назначь человека, который не жесток и не допускает произвола и грубости по отношению к животным, не позволит, чтобы они устали и были на износе. И чтобы он был внимательным и ласковым по отношению к животным, копыта которых повреждены и которые при ходьбе и движениях испытывают трудность». (Шахиди, 1374, с. 284)

‘Абд Аллах ибн Джа’фар говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в дом к одному из ансаров  и заметил верблюда, находившегося в состоянии сильного волнения, Его Светлость подошел к этому верблюду и ласкал его по горбу, пока он не успокоился. Затем спросил: «Кто хозяин этого верблюда?». Подошел юноша, заявив, что он и есть хозяином верблюда. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Ты не боишься Бога за свое отношение к этому верблюду? Бог сделал тебя его хозяином, а ты не кормишь и мучаешь его».

Кроме того, по преданиям, однажды досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо Каабы, заметил поблизости спящего оленя. Его Светлость поручил одному из своих сподвижников охранять оленя, чтобы никто не напугал и не беспокоил ее». (Фаридуни, с. 229).

5. Запрет на разрушение убежищ животных и гнезда птиц
Создание гнезд для птиц и  пристанище для животных являются из числа обязательных компонентов иждивения владельца на принадлежащих ему животных. Гнездо для птиц и пристанище для животных являются местом покоя и отдыха. Их разрушение становится причиной психического и физического страдания птиц и животных. Кроме преданий относительно запрета на разрушение гнезд птиц и убежище животных этот вопрос затронут также в книгах по фикху (исламского права и юриспруденции):
В частности, запрещается мочиться на гнезда птиц и в воду. Шахид  в своей книге «Лам’а» («Блеск»), затрагивая этот вопрос, приводит причины, на основе которых данное действие считается предосудительным: «Мочиться в текучую и стоячую воду запрещено, ибо по утверждениям непорочных имамов (мир им!) в воде проживают твари, которые не должны быть подвергнуты ущербу и мучениям». (Там же).

6. Ограничения на охоту и на забой животных
Относительно охоты в исламе имеются подробные правила и предписания; в книгах по фикху, хадисах и преданиях содержатся такие вопросы, как воздержание от охоты в состоянии ихрама , время охоты, средства охоты, необходимость охоты и тому подобное. В большинстве этих преданий и предписаний наблюдается указания относительно защите прав животных.

В частности:
а) Охота за животными и забой животных в ночное время. В книгах по фикху такие действия, как охота за дикими животными и птицами или забой животных в ночное время, не одобряются и разрешаются только в необходимых случаях. (Туси, 1343 х.с., т. 2, с. 594). Неодобрительное отношение к этим действиям, о которых говорится и в различных айатах Корана, может быть, связано с тем, что Бог создал ночь для отдыха и покоя. И, поэтому нарушение ночного покоя любого существа, в частности, и животных считается предосудительным.

б) Средства охоты. Относительно средств охоты также встречается ряд предписаний, такие как острота режущего средства охоты (чтобы смерть животного наступила быстро и безболезненно), запрещение отделения какого либо части тела животного перед его забоем, соответствие средства охоты предпринимаемым действиям и так далее. В частности, требуется, чтобы инструмент, при помощи которого производится забой животного, был острым, или в исключительно необходимых случаях - максимально острым. (‘Амели, 1403 х.л., т. 8, с. 361).

в) Необходимость охоты. В хадисах говорится, что охота за животными в целях отдыха и развлечения - недозволенно. (Там же, т. 16, с. 241) Поэтому путешествие человека, намерившего идти на охоту ради отдыха, считается прегрешением, и он в ходе этого своего путешествия, читать молитву в совершенной форме.

г) Запрет на охоту за цыплятами. Охота за птицами в гнезде, пока они не научились летать, запрещена. Ибо, птенец в своем гнезде находится под защитой Бога. (Имам Хомейни. Тахрир ал-васила (перевод Ислами), т. 2, стр. 205 и 213).

д) Запрет на охоту в состоянии ихрама. В книгах по фикху сказано, что «В число запретных действий в состоянии ихрама входят охота за животными и употребление в пищу мяса добитых на охоте животных, даже если они добыты человеком, не находящимся в состоянии ихрама. В это время запрещено также быть проводником у охотников, связать и забивать животные, а также охотиться за птенцами и яйцом птиц. При этом если даже отделить голову животных от тела, то все равно они по осторожности (а не по необходимости) будут считаться падалью. Запрет распространяется на птиц и даже на кузнечиков, которые также могут быть отнесены к категории дичи. Осторожность заключается в том, чтобы воздержаться даже от уничтожения осы и муравья, если они не стремятся причинять человеку беспокойства. (Имам Хомейни. Тахрир ал-васила (перевод Ислами), т. 2, стр. 205 и 213).

Абузар Эбрахими Торкаман, атташе по культуре при Посольстве Исламской Республики Иран в РФ

Источники:
•    «Священный Коран»
•    «Нахдж ал-балага»
•    Джа’фари, Мухаммад-Таки. Расаил-и фикхи, Тегеран, Издательский центр «Карамат», 1377 г. по солнечной хиджре.
•    Хорр ‘Амели, Мухаммад бин Хасан. Васайил аш-ши’а али тахсил масайил аш-шари’а, Бейрут, Дар Ихйа ли сирас ал-‘араби, 5-е издание, 1403 г. по лунной хиджре.
•    Хилли, Абул Касим. Шари’ат ал-ислам фи масаил ал-халал в-ал-харам. Бейрут, «Дар ал-адва’», 602 г. по лунной хиджре.
•    Хилли, Мухаммад ибн Идрис. Китаб ас-сараил хави ли тахрир ал фатави. Кум, Центр «Ан-нашр ал-ислами», 1411 г. по лунной хиджре.
•    Шахиди, Сайид Джа’фар. Перевод «Нахдж ал-балага», Тегеран, Издательский центр литературы по науке и культуре, 7-е издание, 1374 г. по солнечной хиджре.
•    Туси, Мухаммад. Ан-нихайат фи муджаррад ал-фикх ва-л-фатва, Тегеран, Издательство Тегеранского университета, 1343 г. по солнечной хиджре.
•    Фаридуни, Хусайн. Барраси-йи хукук-и хайванат дар ислам ва каванин-и руз, докторская диссертация, Тегеранский университет.
•    Ал-Хомейни, Мусави. Тахрир ал-васила. Перевод ‘Али Ислами, Кум, Центр исламского издания.
•    Макарим Ширази, Насир. Тафсири-и намуне. Тегеран, Издательство «Дар ал-Китаб ал-исламийа», выпуск 18, 1380 г. по солнечной хиджре.
•    Найини, ‘Али Риза Раббани, Мухаммад. Хукуки хайванат аз дидгах-и Кур’ан ва ахадис, Ежеквартальное научно-исследовательское издание «Данешвар», седьмой год, университет «Шахид», 1378 г. по солнечной хиджре.
•    Наджафи, Мухаммад Хасан. Джавахир ал-калам фи масайил ал-халал ва-л-харам, Бейрут, Дар Ихйа’, ас-Сирас ал-‘араби, 7-е издание.

Религии в Иране

Previous post Next post
Up