Египетские изумруды

Jul 17, 2011 23:42

С подачи error_lapsus убила целый день на выяснение одного, казалось бы, простейшего вопросца.

Могултай, побивая эзотериков аргументами, заявил следующиее:
__
"...и "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста".

Да. Только в Древнем Египте не знали изумрудов (!), и, соответственно, названия "изумрудная скрижаль" египтяне дать бы не могли.
__

Фиг с ними, со скрижалями тайных знаний, но я совершенно точно помню, как читала в красивой книжке о "камне Изиды", об "изумрудных копях Клеопатры", о шахтах фараона Сезостриса (37 веков назад!), где в полной темноте (изумруд де боится света!) на глубине 200 метров трудились 300-400 рабов...


Где истина?

Интернет разочаровал. Статья об изумруде в Википедии перечислила все те же книжные сведения о копях Клеопатры, шахтах Сезостриса. Запросы по "камню Изиды" выдавали те же "оккультные сведения" об изумруде и почему-то о сердолике. Одно и то же, скопипащенное много раз, концов не найдёшь.

* * *
Пришлось по старинке брать с полки томики БСЭ и копаться в них. Там пригодился только список литературы, наводка на книги академика Ферсмана А.Е. К счастью, далее Интернет позволил найти электронные копии "Очерков по истории камня" 1954 года, переизданных в 2003 году. Вот там нашлось подтверждение "копям Клеопатры". Цитирую:
_
Несколько по-другому использовался зеленый камень в Египте. Египетские тексты нам говорят о двух зеленых камнях: название «мафек» относится к малахиту, а «уат» - вероятно, к изумруду. Теперь, после открытий Кайо в 1816 г., мы знаем, что между Нилом и Красным морем протянулась целая полоса древних изумрудных копей: прозрачный «топаз» и золото встречались в тех же жилах или поблизости к ним. Далеко уходили эти месторождения на север, скрываясь под поверхностью Средиземного моря; волны после осенних бурь прибивали к низким берегам Александрии отдельные окатыши изумруда. По-видимому, изумрудные копи в Аравийской пустыне существовали еще во втором тысячелетии до н. э., они широко, в разное время, разрабатывались египтянами, но лишь на границе нашей эры, в эпоху Клеопатры, изумруд сделался предметом увлечения самого Египта, и только тогда, под влиянием роскоши Востока и зарождав¬шейся пышности римского двора, стал использоваться изумруд внутри страны.
История культуры Египта говорит, что до этой эпохи изумруд горы Джебель-Забарах шел преимущественно на Восток, в Индию. Одновременно с ним туда же вывозился и золотисто-зеленый хризолит, который разрабатывался в вулканической лаве на скалистом о-ве Зебергет в Красном море.
Несколько тысячелетий шла добыча изумруда в Аравийской пус¬тыне, не прекращаясь ни в римское, ни в арабское владычество. По-видимому, копи усиленно разрабатывались в Средние века, так как арабские лапидарии X-XIII вв. говорят об энергичных работах в копях Джебель-Забараха. Отсюда вплоть до XV в. шел изумруд во все страны Запада и Ближнего Востока; неведомыми нам сейчас путями проникал он в разные эпохи в Персию для филигранных работ, в Византию - для орнаментов, в Рим - для украшения пышных одежд и убранства эпохи империи.
(Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Том 1)
__

Далее академик пишет:
"Вспомним знаменитый изумруд Нерона, которым он пользовался как зеркалом или же как очками, когда наблюдал за огненным морем подожженного им Рима!"

А у Светланы Гураль в книге уже была исправленная информация на этот счет, что это хризолит на самом деле был. Хотела найти источник, откуда располозлось по Интернету. Ура! В одной перепечатке любезно сохранили сведения об авторе:

"Закончим, однако, рассказ об изумруде, с которого началось повествование. С легендарного камня, отражавшего пожар Рима, бои гладиаторов, толпы на Форуме, оргии в императорской триклинии. С изумрудного монокля, о котором упоминают множество писателей и хронистов. Сейчас эта реликвия хранится в Ватикане. Не так давно, при составлении реестра папской сокровищницы, драгоценности Ватикана осмотрели эксперты. Они сразу же определили, что камень, вставленный в монокль Нерона, добыт на острове Зебергет в Красном море и что это не изумруд, а хризолит (оливин). А ведь этот изумруд пропутешествовал через века по всем учебникам истории, по многим романам, поэмам, балладам..."
Владимирский Борис Семенович "Камни: тайны и таинства". (отсюда)


Император Нерон
Да-да, именно в такой формулировке ползает: "А ведь этот изумруд пропутешествовал..."

* * *
Зато фараон Сезострис - личность легендарная, собирательная по информации словаря Брокгауза-Эфрона:
_
Сезострис (Σέσωστρις) - наиболее популярное имя египетской политической истории у классических писателей, встречающееся также в формах Сезоосис, Сезонхосис, Сезотис, Сострис и др. Царю этого имени приписываются не только завоевание всей Азии, Европы до Фракии, Ассирии, Мидии, Эфиопии, Скифов, Персии, Бактрии и т. д., но также и различные законы, напр., учреждение каст, распределение поземельной собственности, регулирование общественной и даже домашней жизни, введение многих обычаев (напр., чтобы легче управлять изнеженным народом, он заставлял, будто бы, мужчин ткать, носить две одежды и т. п.). Имя С. - несомненно собирательное. Иосиф Флавий видит в нем Сисака (Сусакима) Библии; Манефон и позднейшие фиванские жрецы отождествляли его с Рамсесом II (см.). Последнее объясняется особенной популярностью этого царя, оставившего множество памятников, построек, надписей и изображений своих военных подвигов; кроме того, его еще при жизни называли уменьшительным именем Сетсу-Ра. Патриотизм жрецов, в стремлении создать национального героя, равного Киру, Дарию и Александру Македонскому, перенес на него деяния других царей (Усертесенов, Тутмосов, Сети) и дополнил их продуктами измышлений (напр., поход на скифов, покорение Персии и Европы). Барельефы ассирийских царей у Нар-ель-Кельба в Финикии и «хеттские» скульптуры в Малой Азии также считались победными памятниками С.
_

Но откуда шахты???

Они пришли в Интернет из книги Татьяны Борисовны Здорик "Приоткрой малахитовую шкатулку", как и привычка Клеопатры дарить избранным своё изумрудное изображение:
__
Но вернемся из Нового Света в Старый, тем более что там изумруды были известны и ценимы еще в Ассирии и Древнем Египте. Их находили на египетских мумиях в виде традиционных амулетов - скарабеев, в Греции и Риме - при раскопках Геркуланума и Помпеи. Нравились эти зеленые самоцветы и египетской царице Клеопатре (69 - 30 гг. н. э.); они казались ей достойным материалом для увековечивания красоты собственной персоны: Клеопатра имела обыкновение в знак особой милости дарить свое изображение, гравированное на изумруде. Видимо, этот галантный обычай частично способствовал оживлению работ на древних рудниках Аравийской пустыни. Во всяком случае, за этими историческими выработками сохранилось легендарное название «копи царицы Клеопатры», хотя известно, что работы там велись еще почти за 2 тыс. лет до нее - со времен фараона Сезостриса (XVII в. до н. э.), а после эти рудники усердно разрабатывали и во времена Александра Македонского. На расстоянии 200 км от Нила и около 35 км от Красного моря протянулась полоса древних изумрудных копей. Возле местечка Джебель-Забарах, где по нескольку лет не выпадает ни капли воды, в 1816 г. были найдены остатки грандиозных горных работ. Некоторые выработки так велики, что в них могли одновременно трудиться до 400 рабов; отдельные шахты достигали глубины 200 м. Известно, правда, что после египтян и греков изумрудные копи разрабатывались римлянами, арабами и турками вплоть до середины XVII в.
___

А легендарный фараон Сезострис здесь соответствует (Википедия тут предлагает неплохой вариант) Сенусерту III, который жил и сурово расширял Среднее Царство в 1872 - 1853 годах до н.э. ... А "37 веков назад" - это потому что годов царствования 37?.. Фоменковщина какая-то, блин. Апд. Посчитала. 20 веков от настоящего времени до начала эры плюс 17 веков до времени фараона. Действительно, 37 веков назад. Не 3 700 лет до н.э., как было померещилось.


Голова сфинкса Сенусерта III. Государственный музей Египетского искусства. Мюнхен

* * *

Ну и выяснила, откуда растут ноги у версии с сердоликом ака камнем Изиды.

А оказывается, прямиком из "Египетской книги мертвых" (Вопросы истории, 1994, № 8-9. Чегодаев М.А.)
__
Гл.75 (Амулет) Тит [62] протянула руки ко мне.
[62] Защитный амулет, «кровь Исиды». Напоминает по форме знаменитый знак жизни «анх» - крест с петлей наверху, только с опущенными ветвями. Тит воспринимается как существо женского рода.
___

Ну вот, дальше уже проще, найти описание амулета "Тит":

Тиет - это древнеегипетский символ богини Изиды, его точное происхождение неизвестно. Во многих отношениях тиет напоминает анх, за исключением горизонтальных перекладин, которые опущены вниз. Его значение также напоминает анх, как это часто переводится, означает «благополучие» или «жизнь».

Также, имеет название «узел Исиды», потому что похож на узел, используемый на одежде, которую носили египетские боги. В некоторых энциклопедиях указано, что он символизировал узел её пояса. Название (значение) «кровь Изиды», является более абсурдным (но его часто использовали в качестве погребального амулета из красного камня или стекла).

Также называется: тиет, тет, узел Изиды, пряжка Изиды, пояс Изиды и кровь Изиды. (Википедия)


Джеды и тиеты (с петелькой наверху - Ок.) на внешней стороне саркофага. Фрагмент саркофага из гробница Тутанхамона

Иначе амулет "Пряжка":
Этот амулет представляет собой пряжку пояса Исиды. Обычно он делался из сердолика, красной яшмы, красной смальты и других материалов красного цвета, а иногда из золота и позолоченных материалов.

* * *

Откуда у оккультистов взялись предания о египетских жрецах, что "предписывали женщинам в ожидании ребенка непременно носить изумруд и класть потом в колыбель к младенцу" - так и осталось мне тайной :(

Но вообще, напрочь убила информация об очках Тутанхамона:
_
В Британском музее хранятся солнцезащитные очки фараона Тутанхамона. Пара темно-коричневых стекол ("Это были два тончайших спила изумруда" - доп. источник) оправлена бронзовой проволокой. Египетский фараон смотрел сквозь это приспособление на Солнце. Больше ни на что его очки не годились: остроту зрения они не повышали. У более поздних правителей оптика была покруче и подороже.
_

На этом мой исследовательский порыв окончательно сдох.

Да, я нашла некоторые книги, из которых чегой-то вышло гулять по Сети. Но я не нашла, откуда всё это взяли сами авторы книг. И Тутанхамон в очках, конечно... Британский музей, британские учёные...

Вместо ответов накопала новых вопросов в итоге. Как всегда. Грустно. *ушла жалеть себя*

П.С. Академик Ферсман, конечно, сила! Вот кого надо было читать с самого начала, "Занимательная минералогия", "Воспоминания о камне" и т.д.
.

http://pancha.dreamwidth.org/204988.html

сэй-ор, легенды, вопросы, книжки, история

Previous post Next post
Up