Виталий Манский - режиссер-документалист, которого я бесконечно уважаю - вдруг возьми и внеси от имени весьма симпатичной мне организации аж два невообразимо идиотских предложения по изменению ч. 4 ГК РФ:
http://kinosoyuz.com/news/?pub=1393 Приведу полностью:
"Предложение Киносоюза по изменениям закона об авторском праве (4 ч. ГК РФ, глава 70.).
Предлагаем внести в закон об авторском праве следующие изменения:
1. Статья 1263, п.2:
Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом
или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального
произведения.
Мы хотели бы внести в авторы помимо перечисленных трех, так же
4) оператора-постановщика,
5) художника-постановщика и
6) исполнителей главных ролей.
2. На данный момент в законе об авторском праве зафиксировано, что
вознаграждение композиторов составляет 3% от сборов. Внесенное
Давлетьяровым Р.Ф. предложение снизить это вознаграждение с 3% до 0,3%
позволяет говорить об возможном изменении структуры авторских
отчислений. Так как рынок уже много лет вычитает из своих доходов
данные 3%, то возможно стоит всего лишь перераспределить эти деньги.
И производить выплаты из оборота фильма по следующей сетке:
1) режиссер-постановщик - 0.9%
2) автор сценария - 0.6%
3) композитор - 0,3%
4) оператор-постановщик - 0.3%
5) художник-постановщик - 0.3%
6) исполнители главных ролей - 0.6% (суммарно)"
Не ад ли?
Сначала возникают риторические вопросы - а почему, в таком случае, не признать авторами произведения звукорежиссера, художника по костюмам, художника по гриму, монтажера, супервайзера визуальных эффектов и других участников процесса? Было бы вполне справедливо (на самом деле, они и сейчас называются "авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение"). Чем звукорежиссер хуже художника-постановщика? Почему бы тогда не признать автором продюсера? В Люксембурге, например, продюсер вполне себе считается автором, и там зарегистрирована куча кинокомпаний, даже "Match Point" Вуди Аллена финансировался через Люксембург. По каким критериям рассчитывается главность роли? У Хита Леджера в "Темном рыцаре", например, не главная роль - он заслужил свой посмертный кусочек от актерских 0.6%? В "Бумере" главных героев - четверо. Кто главный герой в "Париж, я люблю тебя", в "Реальной любви"? Какие роли считаются главными в грядущем "Хоббите"? Далее - признали, например, оператора автором фильма. И что, он будет судиться с режиссером, порезавшим его панораму и тем исказившим авторский замысел? Художник будет судиться с оператором, который по своим соображениям не снял или не высветил угол декорации? Актеры тоже смогут судиться: не взял в монтаж эмоцию или движение - исказил авторский замысел. Собственно, зачем вот это "признание автором"? Выдающихся кинематографистов и так все знают, а производственный процесс-то зачем усложнять?
На самом деле, конечно, в законе - и тем более, в Гражданском кодексе - не должны быть прописаны никакие авторские отчисления. Это должно быть предметом исключительно договора между продюсерами и авторами. Не вижу проблемы поделиться прибылью, не вижу проблемы в том, чтобы по тем или иным причинам предложить автору работать за процент и рисковать вместе со мной. Но платить с оборота! Да еще чтобы так делали все!
Теперь о том, как рынок "много лет вычитает". В обращении сформулировано так, будто это нормально. Считаю, что это необходимо опровергнуть: во-первых, рынок (а точнее, кинотеатры), старается этого всеми силами избежать, идут суды, жалобы, всевозможные ухищрения. Теперь цифры. По данным "Бюллетеня кинопрокатчика", за 9 месяцев 2012 кинопрокатного года общие сборы к/т России составили $964,8 млн. Следовательно, авторские отчисления от этой суммы (3%) должны составить примерно 29 млн $. Доля отечественного кино за те же 9 месяцев - 14% (данные БК). Это значит, что Россия должна будет изъять из оборота отрасли 29 млн $, из которых всего 4 млн получат российские авторы, а 25 млн - зарубежные (в дополнение к своим гонорарам и тем доходам, которые и так приносит российский рынок). Нетрудно подсчитать, сколько можно построить кинотеатров или снять фильмов на 25 млн $. Таким образом, Ренат Давлетьяров предлагает оставить больше денег в России, а еще точнее - прямо в отрасли, заодно отменив правило, унаследованное со времен немого кино, когда тапер за живое музыкальное сопровождение получал процент от вала, а Виталий Манский предлагает расширить это правило, приравняв к таперу оператора, художника и актеров. Сколько соберет в России "Хоббит"? Миллионов 60? Отлично, господин Манский предлагает премировать Бильбо и Гэндальфа дополнительными 360 тысячами долларов - суммой, на которую можно, например, поставить несколько цифровых проекторов в маленьких городах и дать местным жителям доступ к кинематографу.
Естественно, в качестве аргумента приводятся США - там есть роялти, размер которых, кстати, был причиной забастовки гильдии сценаристов. Заметим: спорили между собой гильдия сценаристов и гильдия продюсеров, никто не вносил никаких поправок в законодательство. Государство не регулирует эти роялти, это предмет договора между гильдиями, и это чисто рыночный вопрос: конечно, одни хотели бы платить меньше, а другие - получать больше, но пока компромисс возможен - он достигается. У нас же никто ни с кем ничего обсуждать не желает - сразу законотворческие предложения, лишенные экономической логики, "взять все - и поделить". США у нас всегда отличный пример, когда дело касается системы взаимоотношений между участниками индустрии, только вот у нас очень любят забыть, что там кино считается индустрией развлечений, а не индустрией самовыражения авторов. И второе: в США нет такой проблемы с пиратством, как здесь, и рынок американских фильмов - глобальный, фильмы окупаются намного чаще, чем российские, которые за пределами СНГ вообще мало кому нужны.
На самом деле, такие отчисления по силам только такому рынку, на котором есть только компании с гигантскими оборотами и большими библиотеками прав и только огромные кинотеатральные сети. Кроме того, это еще один стимул производящим компаниям зарабатывать только на производстве, распиливая безвозвратные госденьги. Результат - дальнейшая концентрация рынка в руках монополистов и государства. Если господин Манский хочет, чтобы через несколько лет в России окончательно остались только самые крупные игроки, с которыми ему точно никогда и ни о чем не удастся договориться - флаг в руки, пропишем роялти на законодательном уровне.