![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/380015/380015_900.jpg)
В 2007 году на территории бывшей полтавской авиабазы был создан музей дальней авиации. В его экспозиции - 9 самолётов, из которых 5 тяжёлые бобры/ракетоносцы (Ту-16, Ту-95МС, Ту-22, Ту-22М, Ту-160), 1 перехватчик (Су-15), пара учебно-тренировочных машин и Ту-134, который тоже учебно-тренировочный, но уже достаточно большой, чтобы на нём можно было учиться летать на тяжёлых бобрах.
Не буду тянуть резину, информацию о музее вы найдёте
в педивикии, а я перейду непосредственно к фоткам.
Click to view
Для начала общий вид музея. Территория сравнительно небольшая.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/380278/380278_900.jpg)
На крыше бомбоубежища поставили мелкокалиберную зенитку. Я в артиллерии не шарю совершенно, но, по идее, это уже послевоенная модель. Хотя и простая, как двери.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/380470/380470_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/380734/380734_900.jpg)
На территории музея установлено несколько памятников. Этот - лётчикам и военным журналистам, погибшим в ходе операции "Френтик". В списке есть даже два американца (у них в 44 году тут была "концевая остановка" - сперва из Британии пролетали над Германией, бомбили, долетали до Полтавы, заправлялись и летели назад).
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/381044/381044_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/381251/381251_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/381647/381647_900.jpg)
Памятник Юрию Кондратюку. Капсула настоящая, но очень сильно б/у.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/381872/381872_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/381972/381972_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/382361/382361_900.jpg)
Кроме того, чуть ли не под каждым самолётом, да и вообще по территории разложено множество авиабомбочек разных калибров. На некоторых взрыватели почему-то не выкручены. Стрёмно, ёпт.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/382677/382677_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/382858/382858_900.jpg)
Ну, хватит про памятники. Перейдём к самому вкусному - к самолётам.
Начнём с турбовинтового красавца
Ту-95МС.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/382987/382987_900.jpg)
У него триммер размером с руль высоты обычного истребителя времён ВМВ...
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/383256/383256_900.jpg)
Никакого прохода между гермокабинами я не обнаружил. Логично предположить, что Петрович на Ту-95МС весь полёт сидел в гордом одиночестве. Вот уж точно работа для настоящих мизантропов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/383710/383710_900.jpg)
Назначение этой странной конструкции мне неизвестно. Вообще, по всему фюзеляжу растыкана куча всяких обтекателей, выпуклостей и впуклостей, которые явно не улучшали аэродинамику.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/383755/383755_900.jpg)
Вот какой-то воздухозаборник. Ну, можно предположить, что он нужен для ВСУ.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/384115/384115_900.jpg)
Бомболюк закрыт неплотно. Но для меня его всё равно не открыли =(
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/384302/384302_900.jpg)
Главная особенность Ту-95 - турбодвигатели. В отличие от поршневых, они обладали запредельным КПД, но зато и шумели пиздец как.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/384703/384703_900.jpg)
Шасси мне чуть выше колена.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/384811/384811_900.jpg)
Выхлоп двигателя тоже создавал дополнительную тягу.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/385099/385099_900.jpg)
Каждая лопасть на глаз - метра два длиной.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/385373/385373_900.jpg)
Штанга устройства для дозаправки в воздухе. Ту-95 немного не хватало дальности, чтобы сгонять до Вашингтона и назад без дозаправок.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/385738/385738_900.jpg)
Моща!
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/385927/385927_900.jpg)
Размеры неплохо видны по фигуркам людей и "Жигулю" на заднем плане.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/386273/386273_900.jpg)
Не знаю, как у вас, а у меня встал.
Ну а теперь - кабина.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/386431/386431_900.jpg)
Большие красные кнопки отвечают за флюгирование винтов (разворот лопастей параллельно курсу самолёта). Нужны при отказе двигателей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/386636/386636_900.jpg)
Авиагоризонт, компас, высотомер, спидометр и прочие приборы первой важности.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/386942/386942_900.jpg)
РУД тоже узнаётся сразу. Но вот за что отвечает крантик с надписью "канал", я так и не понял.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/387146/387146_900.jpg)
Дворники на стратегических бобрах ставили вполне обычные.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/387377/387377_900.jpg)
Место "оружейника".
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/387713/387713_900.jpg)
Тут сидел бортмеханик.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/387969/387969_900.jpg)
Это рабочее место радиста.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/388177/388177_900.jpg)
Бортмеханик отвечал за закрытие и открытие входного люка, хотя штурман сидел ближе. И не спрашивайте меня, что означает надпись "вентиляция костюма". Я, конечно, подозреваю, что пилоты тоже люди и время от времени пердят, но они же летали не в скафандрах...
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/388479/388479_900.jpg)
У бортмеха и радиста есть свои иллюминаторы. Можно было полюбоваться на панораму Лос-Анжелеса или Вашингтона в последний раз.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/388618/388618_900.jpg)
Это уже приборы штурмана.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/388889/388889_900.jpg)
А вот приборы управления оружием. Справа вверху указатель координат. Сейчас там всё установлено на дефолтные значения, но мы-то знаем, что там было раньше...
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/389340/389340_900.jpg)
И снова место шутрмана.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/389530/389530_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/389791/389791_900.jpg)
Вдоль потолка тянутся ряды каких-то переключателей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/389985/389985_900.jpg)
А вообще, радует домашний уют - на полу ковролин, каждое место отгорожено занавесочками...
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/390195/390195_900.jpg)
Оказывается, огнетушители тут специальные, авиационные. Огнетушитель от танка не подойдёт.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/390579/390579_900.jpg)
На борту Ту-95 был кипятильник!
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/390794/390794_900.jpg)
Вход в кабину - через люк передней стойки шасси.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/391153/391153_900.jpg)
Вон там сверху - пол кабины.
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/391347/391347_900.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/saint_daemon/9054935/391587/391587_900.jpg)
На этом пока остановлюсь. Остальные фотки будут позже.