В 2007 году на территории бывшей полтавской авиабазы был создан музей дальней авиации. В его экспозиции - 9 самолётов, из которых 5 тяжёлые бобры/ракетоносцы (Ту-16, Ту-95МС, Ту-22, Ту-22М, Ту-160), 1 перехватчик (Су-15), пара учебно-тренировочных машин и Ту-134, который тоже учебно-тренировочный, но уже достаточно большой, чтобы на нём можно было учиться летать на тяжёлых бобрах.
Не буду тянуть резину, информацию о музее вы найдёте
в педивикии, а я перейду непосредственно к фоткам.
Click to view
Для начала общий вид музея. Территория сравнительно небольшая.
На крыше бомбоубежища поставили мелкокалиберную зенитку. Я в артиллерии не шарю совершенно, но, по идее, это уже послевоенная модель. Хотя и простая, как двери.
На территории музея установлено несколько памятников. Этот - лётчикам и военным журналистам, погибшим в ходе операции "Френтик". В списке есть даже два американца (у них в 44 году тут была "концевая остановка" - сперва из Британии пролетали над Германией, бомбили, долетали до Полтавы, заправлялись и летели назад).
Памятник Юрию Кондратюку. Капсула настоящая, но очень сильно б/у.
Кроме того, чуть ли не под каждым самолётом, да и вообще по территории разложено множество авиабомбочек разных калибров. На некоторых взрыватели почему-то не выкручены. Стрёмно, ёпт.
Ну, хватит про памятники. Перейдём к самому вкусному - к самолётам.
Начнём с турбовинтового красавца
Ту-95МС.
У него триммер размером с руль высоты обычного истребителя времён ВМВ...
Никакого прохода между гермокабинами я не обнаружил. Логично предположить, что Петрович на Ту-95МС весь полёт сидел в гордом одиночестве. Вот уж точно работа для настоящих мизантропов.
Назначение этой странной конструкции мне неизвестно. Вообще, по всему фюзеляжу растыкана куча всяких обтекателей, выпуклостей и впуклостей, которые явно не улучшали аэродинамику.
Вот какой-то воздухозаборник. Ну, можно предположить, что он нужен для ВСУ.
Бомболюк закрыт неплотно. Но для меня его всё равно не открыли =(
Главная особенность Ту-95 - турбодвигатели. В отличие от поршневых, они обладали запредельным КПД, но зато и шумели пиздец как.
Шасси мне чуть выше колена.
Выхлоп двигателя тоже создавал дополнительную тягу.
Каждая лопасть на глаз - метра два длиной.
Штанга устройства для дозаправки в воздухе. Ту-95 немного не хватало дальности, чтобы сгонять до Вашингтона и назад без дозаправок.
Моща!
Размеры неплохо видны по фигуркам людей и "Жигулю" на заднем плане.
Не знаю, как у вас, а у меня встал.
Ну а теперь - кабина.
Большие красные кнопки отвечают за флюгирование винтов (разворот лопастей параллельно курсу самолёта). Нужны при отказе двигателей.
Авиагоризонт, компас, высотомер, спидометр и прочие приборы первой важности.
РУД тоже узнаётся сразу. Но вот за что отвечает крантик с надписью "канал", я так и не понял.
Дворники на стратегических бобрах ставили вполне обычные.
Место "оружейника".
Тут сидел бортмеханик.
Это рабочее место радиста.
Бортмеханик отвечал за закрытие и открытие входного люка, хотя штурман сидел ближе. И не спрашивайте меня, что означает надпись "вентиляция костюма". Я, конечно, подозреваю, что пилоты тоже люди и время от времени пердят, но они же летали не в скафандрах...
У бортмеха и радиста есть свои иллюминаторы. Можно было полюбоваться на панораму Лос-Анжелеса или Вашингтона в последний раз.
Это уже приборы штурмана.
А вот приборы управления оружием. Справа вверху указатель координат. Сейчас там всё установлено на дефолтные значения, но мы-то знаем, что там было раньше...
И снова место шутрмана.
Вдоль потолка тянутся ряды каких-то переключателей.
А вообще, радует домашний уют - на полу ковролин, каждое место отгорожено занавесочками...
Оказывается, огнетушители тут специальные, авиационные. Огнетушитель от танка не подойдёт.
На борту Ту-95 был кипятильник!
Вход в кабину - через люк передней стойки шасси.
Вон там сверху - пол кабины.
На этом пока остановлюсь. Остальные фотки будут позже.