О категории "связь"

Dec 23, 2008 17:19

Диалектический материализм можно определить, как науку о связи (связях) в материальном мире (со слов Энгельса).
Первый постулат, который декларирует материализм, гласит: нет ничего в мире кроме материальных объектов.
Второй постулат: нет ничего в мире кроме материальных объектов и материальных связей между ними (менее корректно: нет ничего в мире кроме материальных объектов связанных между собой)
Третий постулат (вспомогательный): нет ничего в мире кроме материальных связей.
п.1. Первый постулат, как уже говорилось, представляет собой тезис о материальности, который лежит в основании онтологии диалектического материализма.
По моему мнению начинать онтологию диалектического материализма с категории материя не представляется возможным в силу того, что с точки зрения онтологии материя - это голая, бессодержательная абстракция, так как она не имеет в данной сфере (в отличие от гносеологии) ни какой противоположности. Дело в том, что весь человеческий опыт учит: как бы не была высока степень абстракции категории (или понятия) она должна иметь свою противоположность, иначе она мертва. Категория не способна к саморазвитию, и поэтому строить какую-то теорию, базируясь на ней просто невозможно. Если же мы попытаемся это сделать, то придется, вслед за Гегелем (который дополнял бытие - ничто) дополнять материю - нематерией (антиматерией), либо онтологизировать сознание, как это делают идеалисты.
В отличие от онтологии, с точки зрения гносеологии категория материя имеет фундаментальное значение, так как здесь материя имеет свою противоположность - сознание.
В этом смысле, для начала систематического изложения онтологии диалектического материализма категория материальный объект имеет несомненное преимущество.
Во-первых, материальный объект - это вершина всеобщности, в принципе, все, что существует в мире, является той или иной формой материального объекта или их совокупностью, в пространстве и времени.
Во-вторых, при крайней всеобщности эта категория не лишена содержательности. В каком-то смысле это наиболее конкретная категория, потому что для ее определения не требуется ни от чего абстрагироваться. Это, по всей видимости, тот предельный уровень, на котором абстрактность и конкретность совпадают.
В-третьих, эта категория имеет одноуровневую парную категорию, противоположную данной - связь.
Кроме материальности категория материальный объект определяет всеобщую форму существования материи в виде объектов, то есть в виде некоторых суверенно существующих образований, достаточно определенных и своеобразных. С этой точки зрения данный постулат можно еще определить как постулат о дискретности материального мира.
п.2. Второй постулат, казалось бы, вступает в противоречие с первым, так как в нем утверждается (в противоположность первому), что в мире существует нечто кроме материальных объектов: нечто называемое связью. Однако противоречия никакого нет, так как в качестве связи выступают все те же материальные объекты. А связь в наиболее общем виде можно определить как материальные условия определенного тождества в различном.
Это фундаментальное определение связи, на которое будет опираться все дальнейшее построение исследования данной категории.
Сейчас же несколько кратких замечаний:
во-первых, отношение категории материальный объект и материальные условия, безусловно, однозначное: материальные условия - это в наиболее общем виде, совокупность материальных объектов во времени и пространстве;
во-вторых, несколько расплывчата категория различное. Она без сомнения относится к материальным объектам, их свойствам. Однако речь идет о различном, а не только о различных объектах, так как различие может наблюдаться и в одном объекте. Например, различные стадии его развития (стороны, уровни).
Таким образом, второй постулат после этих замечаний можно сформулировать в следующем виде: нет ничего в мире кроме материальных объектов и материальных условий (комплексов материальных объектов), которые обеспечивают определенное тождество в различном.
Но имеется и существенное различие между 1 и 2 постулатами. Оно заключается в том, что если первый постулат утверждает суверенность, своеобразие материальных объектов, и в какой-то мере ее абсолютизирует, то во втором постулате обращается внимание на взаимосвязанность объектов, их взаимозависимость. Если первый утверждает дискретность, различность нашего мира, то второй вносит элемент тождественности, непрерывности.
п.3. Третий (вспомогательный) постулат достаточно просто теперь получается из второго. Интуитивно приемлемо, что объект связанный с другим объектом и сам является связью или ее элементом, т.е. в той или иной мере входит в материальные условия обеспечивающие материальное тождество в различном. Третий постулат в принципе соответствует положению о всеобщей взаимосвязи явлений в классическом диамате.
Как нам кажется, эти три постулата есть наиболее общие из содержательных утверждений, которые можно высказать о мире, точнее это предельно общие утверждения. Их своеобразие в том, что они предельно абстрактные и предельно конкретные. Они предельно общие и в тоже время касаются каждого частного случая. То есть они носят всеобщий характер, их можно применить абсолютно ко всему во вселенной. Хотя можно предположить (в силу склонности человеческого ума во всем сомневаться), что где-то существует абсолютно невероятное и немыслимое, противоречащее этим постулатам, например, абсолютно несвязанная материя.

Итак, примем за рабочий - второй постулат, но, не забывая при этом акцентов, которые расставляют 1 и 3.
В совокупности с определением материальной связи он послужит базой для построения теории (онтологии) диалектического материализма.
Напомню определение связи. Связь - это материальное условие определенного тождества в различном.
Абсолютно все разнообразие связей охватывает это определение. Теперь попробуем выделить более специфические особенности, своеобразие ее отдельных видов.
Вначале обрисуем основные формы связи лишь в общих чертах.
1. Простейший вид связи - воздействие.
Примером такого воздействия является испускание одним объектом (например, атомом) частицы и поглощение этой частицы другим материальным объектом.
Отличительной особенностью данного вида является четко выраженный временной характер такой связи. В этом случае определенное тождество существует между первым объектом до испускания и вторым объектом после поглощения частицы.
При кажущейся простоте такая связь имеет достаточно сложную структуру. Другая трудность при анализе воздействия состоит в том, что как элементарный вид связи она не существует практически в чистом виде.
2. Более сложный вид связи базирующийся на воздействии - это взаимодействие. Грубо говоря - это обмен воздействиями. Важно не забывать, что и эта связь носит временной характер (хотя порой это не так заметно), вследствие того, что взаимодействие - это всегда некоторый ряд воздействий структурированный во времени.
Можно предположить, что чистое воздействие можно обнаружить только на очень элементарном уровне материи, уровне виртуальных частиц. В принципе обнаружить сколько-нибудь ощутимым определенным образом вероятней всего не удастся, так как все, что составляет наш мир на более высоких уровнях приобретает свою определенность благодаря взаимодействию. По косвенным признакам можно предположить, что при помощи виртуальных частиц может осуществляться связь как чистое воздействие, сама эта частица не вступает во взаимодействие не с испускающим не с поглощающим материальным объектом. То, что при осуществлении воздействия через посредство элементарной частицы, последняя вступает во взаимодействие и с испускающим и поглощающим говорит тот факт, что и первое и второе зачастую в результате такого воздействия меняют свои качества.
Пример воздействия, отягченного взаимодействием представляет нам бильярд.
Кий, вступая во взаимодействие с первым шаром, передает ему импульс (определенное тождество), затем первый шар движется по направлению ко второму шару и сталкивается с ним, вступая во взаимодействие и передавая при этом импульс. Таким образом, в ходе такой сложной многоступенчатой связи передается воздействие от кия ко второму шару, точнее не воздействие, а определенное тождество в виде импульса.
Из этого следует, что чистое воздействие мы можем смоделировать абстрагировавшись от взаимодействия в сложных видах связи. Чистое воздействие интересно еще с точки зрения отыскания так называемой предельной связи. То есть, если мы зададимся целью углубиться в пространство между связываемыми объектами, мы обнаружим там связь, однако связь как материальный объект должна быть связана со связуемым объектом некоторой связью второго порядка, которая в свою очередь должна быть связана со связью первого уровня связью третьего уровня и т.д. до бесконечности или до какой-то предельной связи, роль которой может выполнять только чистое воздействие. Подобное углубление можно совершать не только между объектами, но и внутри, так как существует внутренняя связанность. А из этого вытекает очень важный вывод о временнОм характере существования материальных объектов связанных сами с собой во времени. При этом эта временнАя связь и ее характер и определяет сущность объекта как единого существующего на протяжении определенного периода времени. Подробнее существенную связь рассмотрим позже.
Важнейшее свойство связи то, что она способна передавать изменяющее воздействие со стороны одного объекта на другой.
Исключительное значение имеет категория связи для правильного понимания диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон в абстрактном виде имеет определенные недостатки, проистекающие из того, что он в таком виде лишается своего материального носителя. Поэтому даже когда он приписывается материальным объектам их внутренней сущности, он сильно отдает спекуляцией и мистикой. Когда субъект или объект признается носителем и единства и противоположностей внутри себя, то действительно закрадывается сомнение, а не навязаны ли извне это единство противоположностей, поскольку из категории объекта никак не вытекает его свойство быть противоречивым.
Категория связь дает возможность нам выпутаться из этого неудобного положения. Дело в том, что связь является материальным носителем единства противоположностей. Ну, во-первых, из того, что мы декларируем в основном постулате, в мире просто больше ничего нет, а следовательно и ничто другое не может быть носителем этого фундаментального свойства.
Во-вторых, структура связи полностью соответствует закону единства и борьбы противоположностей. Связь всегда объединяет различные объекты. А в любом различии всегда уже заложен момент противоположности если не форме, не в содержании, то, по крайней мере, в тенденции в развитии этих объектов всегда найдутся противоположности, и, в конце концов, противоречащие друг другу моменты. А связь, поскольку она соотносится и с одним и с другим объектом должна содержать в определенной мере эти моменты в себе. Т.е. связь уже по определению содержит в себе противоположность. А то, что эти противоположности должны совмещаться в некотором объекте или комплексе объектов объединенных одной функцией отождествления некоторых различных объектов выражает принцип единства противоположностей в данной связи.
Основные постулаты, с которых мы начинали, имеют несколько статичный вид, но как показало дальнейшее изложение, любая связь имеет временнОй характер, то есть это указывает на динамическую составляющую постулатов. Исходя из этого, в динамическом виде связь можно интерпретировать как процесс (пространственно-временную последовательность материальных объектов), обеспечивающий определенное тождество в различном. Для процесса в полной мере справедливо то, что было сказано о материальном объекте (и соотношении этой категории с категорией материя). Процесс более содержательная категория, чем категория движение и потому она более приемлема для динамического описания существования материальных объектов.

(написано лет двадцать назад)

Теоретичное, Связь

Previous post Next post
Up