Меня, автора книги "Соленое детство" регулярно спрашивают о травме, которую я получил в рамках сиротской системы.Я ее не отрицаю, она есть, это невидимая заноза, которая сидит во всех детях прошедших институциональные системы.
Часто травма не видна внешне и только очень тонкий) специалист может определить и ее глубину и нынешнее ее состояние.
Надо уже честно сказать, что перебороть травму невозможно, вылечить то, что было внедрено в сознание и даже суть жизни невозможно. С этим надо учить и уметь жить.
Это сложный вопрос - как жить будучи травмированным, ну примерно так, как живут люди на инвалидных колясках и выигрывают Предолимпийские игры. Только там наличествует внешние признаки травмы, в сироте же чаще все травма это его сознание и жизненные ориентиры.Довольно часто на сироту субъект как на предмет, который вполне может быстро и качественно перестроится в новой среде обитания, так как имеет и государственную. защиту, так и все признаки перехода из одного института в другой- семью, ПТУ, ВУЗ и т.д. То есть ему требуется сопровождение, но рамках простого перемещения из одного места в другое.
Но как раз такой важный процесс, как уже и адаптация и последующая социализация вновь наносят ему травму-чувство брошености и изношенности, незавершенности процесса взросления и т.д. то есть новые не комфортные ощущения, которые приводят и к новым стрессам, далее фобиям. Именно страх делать новые самсотятоетльыне шаги и есть те новые рубцы на его внутреннем состоянии, так как оно налагается не на его личностное Я, а не еще детдомовское МЫ.
Как сделать так чтобы ребенок сирот переживший ТРАВМИРОВАННОЕ ДЕТСТВО, таки пришел в норму жизни. Для этого необходимо помочь ему обнаружить эту травму, ощутить ее сущность, и приняв, поняв идти вперед.
Это можно делать через узкую индивидуальную работу, которую возможно осуществлять только при высоком уровне доверия ребенка к специалисту, который даже может и не индефицироватся как специалист, а быть просто партнером и другом, оказывая терапевтическое участие в жизни ребенка сироты.
Это практически невозможно при групповой работе, для этого необходима ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ отношений между ребенком и контактным субъектом (хелпером, медиатором, фасилитатором), только тогда возможен процесс, который поможем ребенку принять свою травмированность, быть проинформированным о своих НЕДОСТАТКАХ и ДОСТОИНСТВАХ.
Этот процесс весьма длительный и трудоемкий, просто разговоры и суета вокруг ребенка еще больше наносят ему и ущерб и поражение в его самоосознании своей особенности.
Предлагаю посмотреть и изучить презентацию
ТРАВМА, и понять, что "лечение" сиротской травмы невозможно, ее нужно умело "подарить" ребенку, чтобы он с этим " подарком" умел смело шагать вперед.
Мы все часто травмированы даже в семьях, но мы научаемся жить с этими ущербами, пусть и ребенок сирота будет достоин того, что его проблемами искренне интересуется для общей пользы.
Без именного ЭТОГО процесса адаптация и социализация ребенка сироты потому порой происходит от 30 до 40 лет.
Если у вас появятся вопросы, мы приглашаем вас в специально созданную группу:
ТРАВМА С уважением,
шеф редактор проекта
Успешные сироты РУ А.Гезалов
http://sirotinka.ru/ravnovesie/7381.html