Потихоньку отдаю долги:).. Помнится, обещал рассказать о Сесиль Шаминад.., полгодика эдак назад..:) 150 лет ей тогда еще исполнилось -
http://sagittario.livejournal.com/50722.html Продолжение еще тогда написал почти полностью, но, пока возился, актуальность, как обычно, вроде утекла уже, новые трубы воззвали и все, как водится, отложилось..) Но на днях, неожиданно, добрые люди поделились 3-х дисковым собранием ее фортепианных сочинений (об этом подробнее чуть позже), и решил я воспользоваться случаем, чтоб довершить все же начатое..
Итак, Сесиль Шаминад..
Да, такая вот она была - милая и изящная (смотреть вверх!:), полная чувства собственного достоинства и слегка меланхоличная, с умным и твердым взором.. Собственно, совсем такая, как ее музыка..
В этом я сумел убедиться, переиграв достаточно много ее произведений, ноты коих были выложены на почившем (надеюсь, что временно) замечательном нотном сайте -
http://imslp.org..
Все это, в подавляющем большинстве издания старинные, современные самой Шаминад, и, в основном, небольшие салонные пьесы, благодаря которым она и стала популярна..
Но Сесиль Шаминад писала не только приятные для слуха мелодии.. Ее перу принадлежат и крупные симфонические вещи, и опера, и балет, и разные там трио да концертино..
С раннего детства, - а родилась Сесиль Луиз Стефани в Париже 8 августа 1857 года, - девочка проявила незаурядные музыкальные способности. Мать, сама прекрасная пианистка, была ее первым учителем.. Живший по соседству и частенько захаживающий к ним молодой Жорж Бизе был настолько восхищен талантом Сесиль, что называл ее не иначе, как "мой маленький Моцарт". Он же посоветовал матери показать девочку профессору парижской консерватории по фортепиано Ле Куппе. Тот, в свою очередь изумленный даром ребенка, тут же предложил зачислить Сесиль в его класс..
Но тут прозвучал грозный окрик отца - управляющего парижским филиалом одного солидного английского страхового общества: предназначение девушки из семьи буржуа - быть супругой и матерью!.. И никакой консерватории!..
Но, все же, "для себя" ей разрешено было продолжать заниматься музыкой частным порядком на дому, для чего были приглашены ведущие педагоги все той же консерватории - тот же Ле Куппе (фортепиано), Савар (гармония) и Годар (композиция).. (ну и чего тогда, спрашивается, было огород городить..:)).. Как видим, папаша был не таким уж деспотом..
К тому же, в доме Шаминад регулярно устраивались музыкальные салоны на которые бывали приглашаемы лучшие музыканты того времени. Стареющий Лист, на одном из таких вечеров, говорят, даже расчувствовался и изрек, что слушая девочку он вспомнает игру Шопена..
В такой вот благоприятной обстановке девочка взрослела и крепла профессионально.. Но музицирование в рамках своего собственного дома становилось уже явно тесноватым и не очень интересным для ее незаурядных умений..
И вот однажды, воспользовавшись отъездом отца, а также предложением завсегдатая их домашних музыкальных вечеров талантливого молодого скрипача и руководителя квартета Жозефа Марсика, Сесиль Шаминад в 20 лет решается на свое первое публичное выступление. В 1877 году в знаменитом парижском зале Плейель она принимает участие в исполнении бетховенского фортепианного трио..
Публика и пресса этот дебют встретили вполне доброжелательно.. (что сказал по возвращении папаша остается тайной, но, судя по всему, смирился с неизбежным..) И уже в следующем 1878 году Ле Куппе организует сольный концерт своей любимой ученицы, полностью состоящий из ее произведений...
Постепенно Сесиль становится все более известной..
(Продолжение -
http://sagittario.livejournal.com/84100.html)