Сарабанда Маттезона

Aug 09, 2022 22:17

Все-таки не зря я съездил тогда в Антикварную лавку ( если кто помнит:)

Среди прочего приобрел и такой вот нотный сборник, изданный в Вене в 1936 году:



"Die Alten Meister" - то бишь "Старые мастера".. Подобных сборников у меня несколько различных уже накопилось, но вот такого именно, под редакцией Эмиля фон Зауэра - выдающегося пианиста, композитора, ученика Николая Рубинштейна и позже Листа, - еще не было!.. И, кстати, и в сети "за бесплатно" я что-то его не обнаружил.. И впрямь - раритет!)

Самим подбором пьес в таких изданиях сейчас трудно кого-либо удивить - всякого доступно в изобилии (мало что, правда, востребуется), а вот редактура - дело особое и уникальное..

Я вообще-то всегда был сторонником уртекстов, т. е. авторских подлинных нот, но в старинных вещах частенько записывалась лишь основа структурная произведения, и обогащение их гармоническое отдавалось на откуп фантазии, вкусу и умениям исполнителя.. А в XIX веке, истинным дитем которого был, конечно, Эмиль фон Зауэр (1862-1942), превалировала, зачастую, достаточно вольная интерпретация этой исполнительской свободы, тяготеющая к излишней романтизации и виртуозному украшательству, что совершенно не соответствовало духу и форме представляемого..

Но вот эта вещь 1714 года заиграла совсем по-особенному..

image Click to view


Иоганн Маттезон (1681 - 1764): Сарабанда из Сюиты No.10 ми-минор /1714/.
(Редакция Эмиля фон Зауэра, 1936).


Иоганн Маттезон - ком­по­зи­тор, певец, капельмейстер, исполнитель на множестве музыкальных инструментах, теоретик, критик, издатель, лек­си­ко­граф - значительнейшая фигура позднего немецкого барокко. В современных же биографиях он "засветился" в основном дружбой своей с Генделем и знаменитой историей их дуэли на шпагах из-за того, что не поделили место у дирижерского пульта на оперном представлении (точнее, место у клавесина - пульта тогда еще не придумали, как и дирижерской палочки:)..

Дела все это были молодые, Маттезону было в ту пору 23, Генделю же и вовсе 19!.. Благо, оба остались целы и невредимы (хотя, говорят, Генделя спасла от раны лишь крупная пуговица на его камзоле, принявшая на себя разящий удар), и стычка не поколебала их дружбы..

Годом же ранее, в августе 1703, друзья совершили поездку в Любек, дабы принять участие в конкурсе на престижное место органиста в тамошней церкви Святой Марии, которое собирался освободить престарелый знаменитейший Дитрих Букстехуде (ок. 1637-1707).

Сам Маттезон описывал это так:

... В эту поездку я взял с собою Генделя; мы опробовали все тамошние органы и клавесины и наконец сошлись на том, что ему следует играть только на органе, мне же - только на клавесине. С большим вниманием слушали мы превосходных исполнителей в Мариенкирхе. Но когда в связи с делом возник вопрос о женитьбе, к которой ни у одного из нас не было ни малейшей склонности, мы оставили город, осыпанные многочисленными знаками внимания и прекрасно повеселившись...

Дело в том, что по тамошней традиции преемственность поста органиста требовала, помимо прочего, женитьбы на старшей из незамужних дочерей предшественника! (сам Букстехуда женился в свое время на дочери Франца Тундера /1714-1767/).. Анна же Маргарета Букстехуде была на десять лет старше Генделя и на шесть - Маттезона.., к тому же, судя по всему, не отличалась особой привлекательностью.. (двумя годами позднее Иоганн Себастьян Бах, ровесник Генделя, отказался от этой заманчивой должности по той же причине)..

В результате пост органиста в любекской Мариенкирхе занял Иоганн Кристиан Шифердекер (1679-1732) уже после смерти Букстехуде.., но жениться на несчастной Анне Маргарете ему для этого все равно пришлось - традиция есть традиция! Правда брак этот был недолгим, ибо Анна Маргарета умерла через два года после свадьбы, успев родить Кристиану Шифердекеру дочь..

Но это все так... отвлечения, штрихи к "портрету" времени..

Портрет же Иоганна Маттезона был таков.., присмотримся к малоисполняемому композитору.., прочувствуем..



Маттезон, музыкальное, Гендель, музицировать, немецкое

Previous post Next post
Up