Был на выставке
Томаса Гейнсборо в Пушкинском..
А все почему?.. а потому что там был портрет любимого мной Абеля!:))
Вернее, я даже не знал, есть ли он там, когда шел.., но надеялся!)
И вот - есть!:)
Наделал фотографий и портрета, и всего остального я там, конечно, массу! (и всеми сиими тоннами еще осчастливлю!:))... но сначала хотелось бы показать, почему таки Абель - "мной любимый"!:)
Сыграю один лишь менуэт его.. и, возможно, кто-то в любови этой ко мне присоединится:)
Click to view
Абель Карл Фридрих (1723-1787), Концерт для клавесина или пиано-форте Op.11 No.3 [1771]
часть II - Tempo di minuetto
Поражает в первую очередь тут трио, конечно же, эпизод в средней части.. Из тех времен чего-то более приближенного по раскрепощенному лиризму к музыке 60-х годов века уже 20-го я лично больше просто не знаю.. Собственно, это готовый "Таривердиев" уже условный..
Удивительно.. и восхитительно!:).. впрочем, об Абеле, надеюсь мы поговорим еще конкретно отдельно, благо 22 декабря у него день рождения..
А пока, все же, о выставке!) а точнее, сначала немного о Гейнсборо и Абеле..
Портрет Карла Фридриха Абеля (около 1765). Национальная портретная галерея, Лондон.
Осмотр выставки, как не трудно догадаться, начался для меня с Абеля:).. Никак не мог от него оторваться и все фотографировал зачем-то со всех сторон и в различных деталях, несмотря на блики и "смартфонную технику":)
Представлен и эскиз там был к портрету.., но его за стеклом и вовсе сложно было разглядеть и вразумительно запечатлеть..
Портрет Карла Фридриха Абеля. Эскиз (около 1765). Национальная портретная галерея, Лондон.
Любопытно было послушать очень даже "гейнсборошную" с виду тетушку, экскурсоводившую стайкой подросших детишек с живописно-художественными волосами
Которая, в частности, поведала, что в особенностях виол сама она не очень-то разбирается (а держит на портрете Абель именно виолу да гамба, непревзойденным виртуозом которой безоговорочно всеми признавался), но специально интересовалась у музыкантов, и вот они ей разъяснили, что на виолах, в отличие от виолончелей, пиликают смычком где-то там в самом низу у основания(!!!)
Там я от реплик усилием воли сдержался), но тут для детишек постарше о различиях виол и виолончелей в двух словах все же поясню:)
Я уже
писал об этом когда-то.. в посте о другом выдающемся виртуозе-гамбисте Жане-Батисте-Антуане Форкере (1699-1782), собственно, современнике Абеля (но почему-то именно Абеля принято называть "последним виртуозом на гамбе")..
На его портрете особенности игры на виоле видны очень хорошо..
Не говоря уже о несколько иной форме резонатора и большего количества струн (6 или 7) семейство виол отличается от виолончели (и всего семейства скрипичных) наличием на грифе ладовых порожков (как на гитаре, к примеру)
что "компенсируется" динамической регулируемостью натяжения волокон смычка с помощью пальца непосредственно во время игры:
это же движение пальца (вовсе не случайное) мы наблюдаем и на "нашей" картине Гейнсборо:
Виола была камерным аристократическим инструментом и не смогла конкурировать в наступавшую концертную эпоху с более громкими и яркими скрипичными..
Однако сам Томас Гейнсборо виолу очень любил, играл на ней и брал уроки мастерства как раз у Абеля.., расплачиваться за которые предпочитал собственными картинами! к обоюдному, видимо, удовольствию:)
По свидетельству современника все стены дома Абеля были увешаны рисунками Гейнсборо:)
Вот и на выставке представлена одна подобная картина - портрет собак Абеля!:) мамы и щеночка..
Померанский шпиц и щенок (около 1777). Галерея Тейт, Лондон.
А ведь есть и еще один портрет Абеля кисти Гейнсборо (он, к сожалению, на выставке не представлен), на котором красуется все тот же померанский шпиц собственной персоной!:)
Портрет Карла Фридриха Абеля (1777 год). Собрание Хантингтонской библиотеки, Сан-Марино, штат Калифорния, США.
Вот и знаменитый автопортрет задумывался Томасом Гейнсборо в качестве подарка Карлу Фридриху Абелю, который был для него не только учителем музыки, но и ближайшим другом.
Автопортрет (около 1787). Королевская академия художеств, Лондон.
Внезапная смерть Абеля оборвала работу над картиной..
20 июля 1787 года Гейнсборо писал своему приятелю Бейту:
"Бедный Абель умер сегодня около часу, без страданий, после трех суток сна. Я уверен, что эта потеря вызовет ваше сожаление. Мы ценим талант за то, что он нам оставляет, и оплакиваем то, что он отнимает. Если Абель и не был столь великим человеком, как Гендель, то это потому, что капризы моды разрушили музыку еще прежде, чем он взялся за перо. Что касается меня, то я не перестану обращать свои взоры к небесам... в надежде еще раз увидеть человека, которого полюбил с той минуты, как услышал его прикосновение к струнам. Бедный Абель! Не прошло и недели с той поры, когда мы весело проводили с ним время, и он написал для меня самую сладостную мелодию во всем моем собрании - одно из удачнейших его созданий... Мое сердце слишком переполнено, чтобы сказать что-то еще..."
Автопортрет так и остался незавершенным (это можно заметить по недостаточной проработке фона и левой стороны лица).., а год спустя художник и сам покинул этот мир..
. . .
Подробный обзор выставки здесь -
https://sagittario.livejournal.com/642978.html --------------------------------------------------------------------
© 2019 Станислав Серапинас (
Sagittario)
--------------------------------------------------------------------