Джузеппе Йоцци

Oct 17, 2008 00:12

(начало см здесь - https://sagittario.livejournal.com/137887.html )

Да, ну а что же Йоцци?.. надо, наверное, и про него пару слов накарябать.., хотя, не очень-то много есть об чем тут.., но, все же..:)...

Известно, что Джузеппе Йоцци, как уже говорилось, был певцом-кастратом и клавиристом.. Един в двух лицах, так сказать.. Хотя, если верить вкусу Бёрни (а ему стоит верить!:)), клавиристом он был даже более искусным, чем певцом.. Однако в истории остался все же, скорее, как певец.. Да и было бы обидно, наверное, иначе.., а то ради чего, спрашивается, калечили тогда!!.. "Клавирист-кастрат" как-то не звучит.., не:))..

Да, так вот..), годом рождения Йоцци обычно округленно считается год 1710.., тот же, что и у Альберти, кстати.. Но, как ни странно, сие утверждение вовсе не мешает тем же биографам всего несколькими строками ниже говорить об ученичестве Йоцци у Альберти.. Довольно сомнительное предположение для ровесников, как кажется..
Тем более, что и вообще все разговоры об этом базируются, по-видимому, лишь на одном факте, а именно на тексте с обложки третьего издания тех самых восьми сонат, вышедших в 1768 году в Амстердаме, где говорилось, что сонаты эти написаны Джузеппе Йоцци, учеником Альберти (напомню, что впервые сонаты были напечатаны в Амстердаме в 1747 году под именем Йоцци, а через год в Лондоне - уже под именем Альберти).

Более того, есть у меня сильные подозрения, что и дату смерти Йоцци - 1770 год, "вычисляют" исходя из наличия того же самого издания (прибавляют пару лет к году публикации - и всех делов!:), отсюда же, видимо, проистекает и бытующее предположение, что последние свои годы Йоцци провел в Амстердаме, где и умер (издание-то тамошнее)..
Все это, конечно, вполне допустимо, но, с другой стороны, вовсе не обязательно.. Ноты могли быть изданы запросто и без участия самого Йоцци, особенно, если к тому времени он уже скончался.. И приписка об ученичестве автора у Альберти могла быть сделана не им, а издателем (в данном случае, Иоганном Юлиусом Гуммелем), столь нехитрым способом, возможно, пытавшегося примирить обе версии относительно авторства этих сонат, или, хотя бы, косвенно указать на возможную причину случившейся ошибки..
Тут следует добавить, что в голландских газетах (и гаагских, и лейденских, и утрехтских) все это время, вплоть до появления нового издания, давались рекламные объявления о продаже "8 сонат для клавира Джузеппе Йоцци".. Поэтому нет ничего удивительного, что и новое издание лишь продублировало первое..

Да и как-то трудно предположить, что сам Йоцци, находясь на пороге смерти уже, был столь упорен в собственных грехах, что и после разоблачения продолжал выдавать ворованное за собственное, повторно издавая сонаты под своим именем, отделавшись лишь маловразумительной отпиской об ученичестве у предполагаемого истинного автора..

Хотя, чего только в етой жизни не бывает.., мда..:) Темноватая история.., куда ни копни.., шекспировская даже, в некотором роде).. Столько психологических мотивировок при углублении тут можно накрутить.., на моцартосальериевскую пиесу тянет.., не меньше!:)..

Ну вот.., о крайних точках жизни Джузеппе Йоцци мы поговорили.., осталось поведать о начинке..:)

По рождению Йоцци был римлянином (в отличие от венецианца Альберти).. Факт кастрации говорит о том, что происходил он, скорее всего, из малообеспеченной семьи, и таким варварским способом предначертывалась ему карьера востребованного певца, кем он и стал.. В период между 1729 и 1740 годами Йоцци регулярно появляется на римских оперных сценах.. Также он числится в списке членов знаменитой римской Конгрегации (будущей Академии) Святой Сесилии (Цецилии... Чечилии..:) за 1730 год.. Впрочем, в самом этом факте ничего выдающегося, характеризующего Йоцци, усматривать не стоит, поскольку согласно булле Папы Иннокентия XI за 1716 год, все римские музыканты просто обязаны были становиться членами этой Конгрегации.., такой "Союз композиторов СССР" своеобразный:).. Но, во всяком случае, это говорит о том, что Йоцци достиг к тому времени всеобщего признания его музыкантом:)..

Между 1740 и 1745 годами Йоцци покидает Рим и поет в Венеции, Милане и Болонье (в то время, как Альберти, заметим, находится как раз-таки в Риме..).., а вот в 1745 году он появляется уже в Лондоне, и на этом моменте стоит остановиться подробнее..

Не зря ж я еще в самом начале альбертиевой своей эпопеи пел дифирамбы Англии!.. Только лишь там в это время можно найти подробные датированные освещения событий, только лишь там работал знаменитый музыкальный историк Чарльз Бёрни - настоящий "Диоген Лаэртский" от музыки, поскольку сведения им саккумулированные лежат в основе наших знаний о музыке и музыкантах тех времен почти с той же неотъемлимостью, как анекдоты о философах древности славного Лаэртия:)..

Так вот, в Англии Йоцци отметился в качестве второго сопрано в паре оперных премьер Глюка, который как раз тогда же посетил Лондон.. А возможно и вместе в Англию они приехали, поскольку Глюк до этого работал также в Милане и прибыл оттуда по приглашению лондонского мецената, лорда Мидлсекса.., пытавшегося реанимировать агонизирующий интерес местной публики к опере и снявшего с этой целью столичный театр Хеймаркет.. Логично предположить, что и Йоцци был приглашен все тем же Мидлсексом (что за фамилия странная!.., "средний род", что ли?!:))..

7 января 1746 года (эта, как и все последующие даты приведены по юлианскому летоисчислению, по которому в то время жила Англия) на сцене Хеймаркета состоялась премьера оперы Глюка "Падение гигантов" с участием Джузеппе Йоцци.. В театре присутствовал доктор Бёрни и оставил о своих впечатлениях подробный отчет. В частности, о Йоцци он отозвался, как "хорошем музыканте, но с небольшим голосом", что, между прочим, косвенно подтверждает догадку о приезде Йоцци вместе с Глюком, поскольку Бёрни его слышал явно впервые..

Вполне возможно, что на премьере присутствовал и Гендель.. Что он подумал про Йоцци - история умалчивает:).., но вот о Глюке он отозвался весьма нелестно, мол "этот парень понимает в контрапункте столько же, сколько мой повар":)).. Хотя, с другой стороны, повар-то у Генделя был как раз-таки отличным музыкантом!:)).. Но потом ничего.., после второй лондонской премьеры Глюка - пастиччо "Артамена" 4 марта, вроде подружились они:)).., а 25 марта даже провели совместный концерт в пользу престарелых музыкантов..

Надо сказать, что время для своих гастролей в Англии, что Глюк, что Йоцци выбрали крайне неудачное.. Вся страна жила в те дни опасениями государственного переворота.. Двадцатипятилетний Чарльз Эдуард, потомок низложенного рода Стюартов предпринимал нешуточную попытку к захвату престола.. Высадившись 2 августа 1745 года с приверженцами в Шотландии и быстро набрав внушительную армию, он достаточно успешно стал продвигаться к Лондону и 4 декабря уже занял Дерби..

Положа руку на сердце, стоит признать, что он-то, сын Якова Стюарта и внук Якова II имел куда больше династийных прав на трон, чем выходец из пришлого немецкого рода курфюрстов Ганноверских.. Но "Акт о престолонаследии", принятый парламентом в 1701 году, заказывал Чарльзу Эдуарду путь к короне, дабы не допустить в Англии католической реставрации..

Нетрудно предположить, какими настроениями в те дни жила страна.. Паника, раскупка продуктов питания, огромная дороговизна, массовое изымание денег из банков и т.п. Но эта же ситуация заставила англичан (читай, англикан) сплотиться в патриотическом порыве, и именно в то время возник знаменитый лозунг, ставший впоследствии заглавной строкой национального гимна: "Боже, храни короля"..

Нашествие якобитов вскоре было отбито, и после решающей битвы под Куллоденом 16 апреля 1746 года, закончившейся неоправданно жестокой расправой над побежденными и всеми подозрительными, англичане праздновали полную победу.. Но враждебный дух к католицизму и всем, что с ним связано витал в воздухе.. А Глюк и Йоцци, как нетрудно догадаться, были как раз католиками.. Это не значит, конечно, что в них кидали тухлые помидоры и кричали - "понаехали тут!":), Англия всегда слыла страной передовых взглядов, но определенный дискомфорт данная ситуация конечно же создавала..

Глюк в мае того же года Англию покинул, а вот Йоцци продолжал достаточно активно выступать там..
Вот, для примера, даты его участия лишь в двух операх в 1746 году:

"Alessandro nell’Indie" (Лампуньяни, Метастазио) - 15, 19, 22, 26, 29 апреля, 3, 6, 10 мая.
"Antigono" (Галуппи, Метастазио) - 13, 20, 24, 27, 31 мая, 3, 7, 10, 14, 17, 21, 24 июня

К тому же, Йоцци не ограничивался только демонстрацией своего вокального искусства, но радовал своих поклонников и клавирными выступлениями.. Тот же Бёрни с большой похвалой отзывался о его игре, называя ее "акцентированной, свежей и опрятной", добавляя, что эти качества отнюдь не характерны для английских клавиристов..

Но тут разразился известный уже нам "альбертиевый" скандал.. Точную последовательность и мотивировку событий восстановить тут трудно.., известно лишь, что между 1750 и 1756 годами Йоцци выступает в Штутгартской придворной опере..
Кстати, видимо, именно с этим периодом связана другая скандальная история, несколько пикантного свойства.. Известно, что у Йоцци была любовная связь с молодой немецкой певицей Марианной Прикер.. Причем ее муж, скрипач был в курсе, и даже, кажется, они жили втроем.., во всяком случае, их союз так и называли - ménage à trois (семья троих)..
О времена!).. Впрочем, в то время даже модно было любить кастратов).., ну, или, во всяком случае, очень выгодно:)

Далее следы Йоцци и вовсе теряются (отмечено лишь его появление в Венеции в 1753 году)..
Попрощаемся с ним и мы..:) Хотя мне лично даже немного жалко расставаться.., привык уж к нему..:))

Да! Чуть не забыл!:).. Йоцци же был и неплохим композитором, к тому же!

Вот список известных его произведений из словаря Гроува:
1 hpd concerto in IV concerti per cembalo composti da vari autori (Paris, 1758)
Hpd sonatas in XX sonate per cembalo composte da vari autori, op.2 (Paris, 1760)
A Collection of Lessons for the Harpsichord, i-ii (London, 1761-2)
Six Select Sonatas, hpd/pf (London, c1769)

И совсем на закуску послушайте малюсенький фрагментик из его сонаты - единственное, что мне удалось раздобыть:)

Allegro assai (взято вот тут - http://www.vaniadalmaso.it/discografia.htm , где Йоцци почему-то причислили к венецианским крмпозиторам:)).. Ну да ладно..)

(продолжение смотри здесь - https://sagittario.livejournal.com/245234.html )

Йоцци, Альберти

Previous post Next post
Up