Диктанты на звания и как выпендриваться на разных уровнях языка

Sep 03, 2014 14:13

Оригинал взят у nekakprivikli в Диктанты на звания и как выпендриваться на разных уровнях языка
В шестом классе мне и детям нравится почему-то играть в звания.
Это не на оценки, это игра, и она и правда воспринимается почему-то очень здорово.
Берем воинские звания: от рядового до маршала, каждому званию приписываем свое правило.

Чтобы получить новое звание, нужно написать диктант "на одно правило", ошибки в нем считаются только на то правило, на которое диктант. Не допустил ни одной ошибки на это правило - получил новое звание (ошибок на другие правила - хоть десять может быть), ошибся в правиле - остался без повышения. Переписывать можно сколько угодно раз.
Уж не знаю почему, но игра ребятам очень нравилась (и не одному шестому классу, а всем, не было такого, у которого бы не пошло). Может, потому что оценок не было.
Мне тоже нравилось. Правила повторять нужно, и я на первые звания выбирала простые правила, которые многим иногда скучно повторять, но в которых все же ошибки появляются. И это и правда здорово, когда дети сами напоминают, что сегодня диктант, или торопятся на уроке, чтобы успеть написать внеплановый на звание. Ну и еще, они ставят себе плюсики, приобретают, набирают, кладут в копилку, смотрят, сколько еще до маршала, какие надо переписать, а какие написаны: это у меня есть, и это есть, и вот это, осталось тут и тут.

А еще я учила 6 класс выпендриваться на разных уровнях языка.
В какой-то момент я попросила придумать непримитивные предложения-примеры к правилу. Они спросили, что такое непримитивные, и следующий урок как раз я и посвятила способам выпендрежа на разных уровнях языка.
Вот они:
1. Фонетика: звуки, слоги, ударение. Тут можно включить звукоподражание (Чуть СлыШно, беСШумно ШурШат камыШи), игру звуками, ритм (например, переставив слова в предложении местами, можно получить интересный ритмический рисунок).
2. Морфемика: части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания). Использовать слова с приставками, суффиксами, создающими более точный образ (старуха, старушка, старушенция, старушонка, старушечка).
3. Морфология: части речи. Тут про Фета с его безглагольными стихотворениями, про нелюбовь любителей точности к прилагательным. Причастия, деепричастия, междометия, частицы...
4. Синтаксис (связь слов в предложении и словосочетании). Распространить предложение или упростить, вставить прямую речь, обращение, вводные слова, добавить однородных членов, сделать предложение сложным и т.п.
5. Лексика (значение слова, синонимы, антонимы, стилистическая окраска, историзмы, неологизмы, заимствования и т.п.). Выбрать нужное слово, ввернуть удачно фразеологизм, использовать слово в переносном значении, добавить метафор, эпитетов, а если целесообразно, то терминов...

Вообще мы обсуждали с детьми, что речевые ошибки и выразительные языковые средства чем-то очень похожи. И то и другое находится за границами нормы. Только речевые ошибки возникают как нарушение нормы от незнания ее, а выразительные средства - это преодоление нормы, то, что заставляет остановиться и посмотреть иначе на хорошо знакомое.
Например, скопление одинаковых звуков рядом может быть и речевым недочетом (если это случайность, из-за которой возникают трудности с произношением и неблагозвучие), и выразительным средством, если это звукоподражание, например. Однокоренные слова рядом могут быть неудачной тавтологией, а могут быть осознанным повтором для усиления воздействия.
Простые нераспространенные предложения могут говорить о бедности языка, а могут и передавать напряженность повествования или, например, быструю смену событий.

Ну и дети принялись выпендриваться.:-) Теперь я с чистой совестью могла просить непримитивных примеров. Кроме того, теперь вполне можно было по схеме "усложнить" предложение, сделать его более интересным с точки зрения языка или обосновать кажущуюся простоту затаенным смыслом:-).

Второклашки мне тоже подкинули идею. Когда они писали свои диктанты по картинкам со словарными словами, я получила парочку совершенно примитивных текстов (некоторым трудно обращать внимание одновременно и на соответствие условиям, и на художественную ценность создаваемого текста). В общем, в результате у меня появилось готовое задание. Нужно было сделать предложения красивыми и интересными, заменив сказуемые и добавив новых слов, если нужно.
Давала детям такую болванку: В небе было солнце. На дереве было гнездо. Под кустом был заяц. Еж был под корягой.
Ну и мы пробовали, не сильно меняя смысл предложений, сделать их интереснее. У многих получалось хорошо. У некоторых смешно. Но во всяком случае, слово "был" дети стали использовать в своих текстах пореже.

русский язык, СО, обучение

Previous post Next post
Up