Просматривая материалы о войне, совершенно случайно наткнулась на военные стихи Самуила Маршака (детский поэт, если кто не знает). Если честно, была удивлена, почему-то ранее я их никогда не читала. Под заглавием стихотворения "Тигр и козленок" значилось - подпись к фотографии. Любопытство взяло верх и я углубилась в поиски того самого фото, которое вдохновило Маршака. Я нашла и фотографию, и автора снимка. О нем и хочу рассказать подробнее.
Тигр и козленок
Травой поросшая полянка...
Здесь меж осколков и воронок,
Привязанный к орудью танка,
Пасется ласковый козленок.
Он кувыркается по-детски,
И понимает он едва ли,
Что этот пленный танк немецкий
Когда-то тигром называли.
А танк, проделавший походы,
Должно быть, рад, что на покое
Способен все ж лишить свободы
Хоть это существо живое.
Самуил Маршак
Впервые стихотворение было напечатано в журнале "Красноармеец", 1944, № 20.
А это автор снимка - Александр Дитлов, фронтовой фотограф, корреспондент ТАСС, всю войну прошедший на передовой. Его имя вошло в анналы фотодокументалистики.
Май, 2009
Май, 1945 г. Фотокор ТАСС на фоне Рейсхканцелярии
«Самый снимающий среди пишущих. И самый пишущий среди снимающих»
- так говорили о нем коллеги-журналисты после войны. Но в этих словах лишь малая часть профессиональных увлечений этого необычного человека. Самый маленький его снимок - размером с марку. Самый большой - 7 м в длину. Его высоко ценили Машеров, Макаёнок, Колас, Глебов, Шамякин, Брыль… Маршак по его снимку написал стихи. При этом в архивах Александра Сергеевича Дитлова до сих пор хранятся ненапечатанные военные негативы.
До войны Саша Дитлов работал в «Рыбинской правде» (Ярославская область). В июле 1941-го в их городе формировалась дивизия. Вместе с ней он и ушел на фронт - фотографом при клубе политотдела. Первые немецкие военнопленные. Страшные указатели «Нах Гамбург», «Нах Берлин», «Нах Москва»…
.. и первые атаки. Все это запечатлел его ФЭД (точная копия немецкой «лейхс-камеры»).
Бои местного значения
Боясь партизан, фашисты огораживали деревни колючей проволокой
1943 г. Форсирование Днепра
1943 г. Форсирование Днепра
Политотдельский сотрудник, поначалу он должен был делать фото на партбилеты - голова солдата на светлом фоне. С белыми простынями в окопах - сами понимаете. Как быть? Выход нашли. Пока фотограф делал снимок, двое бойцов шевелили натянутую газету за спиной снимаемого. Буквы в итоге расплывались, сливались, и фон получался сносно-серым. ...
Александр Дитлов: "Вы встречали когда-нибудь глубоких стариков в возрасте 25-30 лет? А вот мне довелось… Одного из них запомнил на всю жизнь: Владимир Михайлович Мартынов из деревни Узники. У него было лицо Христа и глаза, которые хотели, но уже не могли плакать. «Иисус из Узников» - так я назвал этот снимок-образ..."
Житель д. Узники Могилевской области после освобождения из концлагеря "Озаричи"
Витебская обл. Прятавшиеся в лесах беженцы возвращаются домой
Фотограф всегда в авангарде. Не раз, не два и не 22 в наступлении вместе с войсками. Ходил через линию фронта к партизанам, за что награжден орденом Красной Звезды. Серьезно ранен в ногу. В 1943-м чудом остался жив, когда немцы прорвали оборону близ белорусской деревни Чернин, загнали их в болото и фактически расстреливали в упор. ...
В освобожденном Могилеве
Две судьбы: и женщина, и девочка погибли через несколько дней
Александр Дитлов: "Состояние войны вокруг вызывает в человеке очень странные чувства: например, притупляет страх. Наступление. Ты бежишь по голому полю с пистолетом в кобуре и фотокамерой на груди, видишь через объектив, как справа и слева падают солдаты. Наши солдаты. И понимаешь, что в любую секунду можешь лечь рядом с пробитой головой. Никакой героики в этом не было. Это была наша ежедневная работа, только пехота выполняла свою, а я - свою. Единственное, что тревожило в тот момент, - не выглядеть клоуном и не мешать. В 1943-м я стал корреспондентом ТАСС. Фотографии ночами печатал в блиндажах и землянках. Негативы передавал в Москву курьерами, машинами или самолетами. И кое-что получалось... "
В редакционном удостоверении было написано: "Управление по изданию фотоиллюстраций для печати советского союза.
«ФОТОХРОНИКА»
13 декабря 1944 года.
Москва.12, ул. 25 Октября, д.4
Для телеграмм: Москва «Фотохроника ТАСС» почтовый ящик 1032
телефоны К- 5-76-35
Предъявителю сего военному корреспонденту тов. Дитлову Александру Сергеевичу поручены фотосъемки в частях Действующей Армии. Снимки предназначаются для опубликования в Союзной печати и в печати дружественных СССР стран. Просьба ко всем военным и гражданским оказывать тов. Дитлову содействие в работе и пересылке негативов в Москву. Действительно по 31 июля 45 года.
В его снимках с передовой - едкий дым артиллерийских выстрелов, скорость начинающейся атаки, вмиг обмякшее и невесомое от попадания пули человеческое тело. И каски, каски, каски, устремленные вперед.
Но есть и совсем другие кадры: жизнь после боя… Козленок, привязанный к дулу подбитого «тигра» именно он вдохновил Самуила Маршака на написание известного стихотворения). Беженцы со своим нехитрым скарбом. Сироты, которых солдаты кормят кашей из армейских котелков. И конечно, герои. Те, кому посчастливилось вернуться на свои позиции - увенчанными или увечными. Именно они - на одной из самых известных фотографий Александра Дитлова.
Солдатская каша
Дошли до Берлина!
Берлин. Склад немецкого оружия на военном полигоне
Демобилизация - в июле 1945-го. Один из первых эшелонов Берлин - Ростов-на-Дону. И Александр Дитлов - в нем. По дороге на родину получился очень редкий, почти невозможный в обычной жизни кадр: стоящие на перроне боевые генералы отдают честь солдатам, возвращающимся домой
Бритье на перроне. Домой нужно прибыть красавцем
Поезд Берлин-Ростов. Первый эшелон демобилизованных
Генералы отдают честь солдатам, возвращающимся на Родину
Победители. Встреча на родной земле
Победители. Встреча на родной земле
Земля возрождается. Посевная 1944 г.
Александр Дитлов:" У меня нет любимых и нелюбимых фотографий. Каждая дорога по-своему. Вот эту, например, считаю «апофеозом войны»: недалеко от Толочина я случайно нашел лужайку, заваленную немецкими касками. Сложил их в горку - и снял. ...."
Самая известная фотография Дитлова длинной во всю стену музея Великой Отечественной войны в Минске 7 м). 49
© источник Bienvenue dans ma realite кавалеров Ордена Славы из второго гвардейского мотоциклетного полка. Этот полк участвовал в освобождении Минска. Когда кавалеры Ордена Славы выстроились перед фотографом, выяснилось, что в руках почти все держат трофейные автоматы. Вражеское оружие приказано было положить на землю. Советских автоматов оказалось только шесть. Выход нашелся - Дитлов снимал по шесть человек за раз, а потом фотографии все эти склеивал. И получилось, что одно и то же оружие одновременно держат разные люди.
Александр Сергеевич Дитлов в музее ВОВ на фоне своих военных фотографий
Дитлов: "А самое страшное мое фото на войне… Это было по дороге Москва-Ленинград: медпункт в маленькой деревушке, сараи. За одним из них я натыкаюсь на поленницу из голых замерзших трупов. Они лежали, как дрова: один ряд вдоль, второй - поперек. Я стоял перед ними - живой, здоровый, молодой - и понимал, что фотографировать их нельзя. Не по-людски как-то. Каждый из нас мог лежать в этой поленнице. В этой жуткой стопке. Словом, самого страшного своего снимка я так и не сделал. И нисколько не жалею: не снять порой - это тоже высокое искусство..."
После войны Александр Дитлов стал штатным корреспондентом фотохроники ТАСС по Калининградской области и Западной Белоруссии. Вернулся в Минск. Работал в Бел ТА. Один из основателей журнала «Маладосць». Автор целого ряда документальных кинолент. Ведущий популярных передач «Ветер странствий» и «Клуб «Спектр» на БТ. Один из первых председателей Белорусского союза журналистов. До конца жизни оставался активным автором «Рэспублiкi».
По материалам газеты
"Республика"