Из Осетии пытаются выслать самых любимых народом священнослужителей - отца Антония и матушку Нонну. Я, если честно, в шоке. Это НАШИ священники, это НАШИ монастыри, это НАША жизнь, в конце концов. Как может один человек, ЧУЖАК, рушить то, что создавалось здесь годами? Как смеет? От зависти к народной любви и от жадности, которую не смог скрыть, архиепископ Зосима пошел по головам своей вставшей на колени паствы, умолявшей оставить в республике любимого батюшку. Он ошибся. Потому что я даже не представляю, как можно это допустить. Он загнал в ловушку и себя, и нас. Он вынудил православных объявить фронду церкви в его лице. Жесть.
Я попросила написать об этом свою подругу, Дзеру Биазарти. Мне показалось, что у нее это получится лучше, чем у меня. Наверное, этот текст может вызвать раздражения у тех, кто “не в теме”. Но он отражает наши чувства, чувства людей, для которых Антоний и Нонна - не просто монахи, а часть Рыльска, люди, которых благословил молиться об Осетии батюшка Ипполит.
ДЗЕРА БИАЗАРТИ: ДУХОВНЫЙ ГЕНОЦИД ПРАВОСЛАВНЫХ ОСЕТИИ
Мне казалось, никогда не стану писать на тему несправедливости и противоречий, раздирающих Православную Церковь в Осетии, потому как не положено сор выносить… Однако, пришлось. Писать в состоянии неимоверного отчаяния последний раз мне доводилось только во время последней войны в Южной Осетии, в которой из моей семьи не участвовали лишь дети. Сегодня, когда я села за ноутбук с трясущимися от страха, гнева и обиды руками, мне показалось, что опять началась война. Только если тогда, в 2008, с линией фронта все было ясно, то здесь и сейчас все сложнее.
В течение суток наместнику Свято-Успенского мужского монастыря архимандриту Антонию и игуменье Богоявленского женского монастыря Нонне приказано покинуть Осетию и отбыть в Дагестан. Я намеренно не хочу и не буду указывать прописанную в бумаге причину их высылки - для сотен тысяч прихожан, для сотен духовных чад батюшки Антония она, причина, по определению не может быть сколько-нибудь весомой.
Как и многим православным в Осетии, мне нужно объяснение, по какому праву словно предателей, врагов народа, диссидентов, под покровом ночи из республики высылают наших духовных пастырей?
Прошедший плен, пытки и чудом выживший в Чечне, архимандрит Антоний приехав в Осетию в начале двухтысячных, получил в попечение «мужской монастырь» - несколько монахов и пару послушников, да два здания на территории железнодорожного разъезда - бывший клуб железнодорожника переоборудованный (даже не перестроенный!) в Храм, и гостиницу, ставшую братским корпусом. Помню, как во время утренних и вечерних служб между зданиями, разделенными железнодорожным полотном проходили поезда, перекрывая шумом пение клироса и сотрясая стены. Вы знали о существовании того монастыря? Вряд ли.
Сегодня в Осетии нет никого, кто не знал бы, не видел, в крайнем случае, не слышал об Аланском Свято-Успенском мужском монастыре в Куртатинском ущелье - самом южном православном форпосте России. О грандиозном строительстве монастырского комплекса, массовых крещениях в реке Фиагдон… О женском монастыре в Тамиске, и тоже массовых крещениях в монастырском озере, о реабилитационном центре, где наши дети пережившие 1.09.04 и 8.08.08 возвращаются к нормальной жизни усилиями монахинь. Это видимое, материальное… А есть другое, неосязаемое - тепло, свет, поддержка - и за всем этим стоят батюшка Антоний и матушка Нонна.
Они десять лет назад, взвалили на свои плечи непосильную ношу возрождения монашества, строительства монастырей. И с честью справились.
Бойтесь своих желаний, ибо они сбываются. У всех, кто стоял у истоков духовного возрождения Осетии, была одна цель - создание собственной епархии. А точнее ее восстановления, ведь, как бы не пытались стереть из нашей памяти сам факт существования Аланской Епархии (единой для алан севера и юга), она же была. Как ждали этого, как бились за нее - и вот получили… Владикавказскую и Махачкалинскую епархию.
Может быть мы прокляты? Я действительно задумываюсь об этом все чаще. Мы бились за свою епархию, чтобы вновь прибывший Епископ попытался закрыть православную гимназию не им созданную?
Чтобы выслал наших духовных наставников, словно преступников? Что бы во главе кафедрального собора Владикавказа был поставлен двадцатичетырехлетний гастролер из Калмыкии?
Мы отдавали сыновей и дочерей в монахи, чтобы приехавший к нам, словно к дикарям, священнослужитель обезглавил осетинское монашество, лишив духовника? На каком основании???
В православии есть понятие «Духовный Отец». Для меня, как и для многих-многих осетин в свое время им стал старец архимандрит Ипполит. Я не отойду от основной темы, если упомяну, что в те времена, когда осетинское православие еще лежало в руинах, в разрушенную церковь в Фиагдоне ходили пастись коровы, а в Тамиске плесневели развалины перевалочного пункта для зэков, батюшка Ипполит, находясь за тысячи километров от Осетии, улыбался и, прикрывая глаза, говорил: «какие же у вас в Алании будут красивые монастыри!»
Прозорливый афонский старец, он благословил именно отца Антония и матушку Нонну возрождать из пепла осетинское монашество. Маргиналы и предатели, вот определение тем силам, которые сегодня пытаются отнять у своего народа частицу той благодати, которая досталась нам от Великого Старца, коим был Архимандрит Ипполит.
P.S. Нам всегда всего мало. Мы пережили геноцид татаро-монголов и шестьсот лет подряд называем именем Тамерлан своих мальчиков. Мы пережили грузинский геноцид - но продолжаем принимать их в своих концертных залах. Наших детей убивали в спортзале школы - мы не смогли защитить их даже уже мертвых - стыдливо плакали на похоронах народного поэта. И так до бесконечности… Случайностей не бывает и это звенья одной цепи.
Травля отца Антония и игуменьи Нонны - это желание выбить последний клочок почвы из-под наших ног. Стремление уничтожить возможно последний оплот чести, порядочности и духовности, да и национального самосознания - наши монастыри, монашество, да и православие, в конце концов. В Осетии давно наблюдалась тенденция ущемления и притеснения православных священников, способных быть духовными лидерами своего народа, еще в недалекие времена благочиния Владимира Самойленко такие потенциальные лидеры ссылались в отдаленные от Владикавказа населенные пункты. И напротив, городские храмы наводняли малограмотные попы, позорящие православие бранными дискуссиями в интернете. Сегодня, пожалуй, травля вышла на новый уровень, высылка в Дагестан отца Антония и матушки Нонны - это духовный геноцид нашего народа!
И травля эта не прекратится, пока мы не встанем на защиту своих духовных интересов, которые лежат в одной плоскости с геополитическими, социальными и нравственными. От коих, в конце концов, зависит наше самосохранение как этноса.
Originally published at
Мадина Сагеева. You can comment here or
there.