ЗАЩИТИТЬ ИНСТИТУТ ЕГЭ

Jun 29, 2011 19:49


 Для газеты «Русская Европа»
Вот скажите мне - возможна ли сегодня такая ситуация.

Идет Единый Государственный Экзамен. Неожиданно один из экзаменующихся подзывает к себе наблюдающих и заявляет: «Моя соседка справа пользуется мобильником». Соседка отпирается, ее уводят для обыска и обнаруживают мобильник. Милиция, протокол, задержание.

А экзамен продолжается. Добавлено десять минут к продолжительности экзамена. Наш герой заканчивает работу и идет домой. Никто не показывает на него пальцами, никто не шипит вслед «стукач!», да и отец выслушивает рассказ о происшествии с одобрением.

- Молодец, я горжусь тобой. Ты совершил гражданский поступок.

- О гражданстве, признаться, я меньше всего думал. Я подумал, что это будет несправедливо, если вдруг она в итоге она наберет больше баллов, чем я, и её в институт примут, а меня нет.

- Да, конечно. Нечестная конкуренция, мошенничество - это преступление. Сообщить правоохранительным органам о преступлении - это гражданский долг.

Конечно, вы скажете, что это фантастика, в жизни (в России) такого не бывает. И еще добавите, что списывание не является преступлением. И даже сошлетесь на Уголовный Кодекс: «Мошенничество есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Каким-таким имуществом завладел списывающий школьник? Имущества нет, значит, и мошенничества нет.

На что я отвечу: следует вернуть в наш УК формулировку из советского УК:

«Мошенничество, преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом или правом на него, а также в получении иных благ путём обмана, злоупотребления доверием и т. п.». Чувствуете разницу: а также в получении иных благ. Поступление в ВУЗ на бесплатное обучение - это благо поценнее иного имущества. Так что и штрафовать серьезно будем, и условные сроки давать, а с работы выгонять организаторов списываний - это уж точно.

Год назад громко прозвучал скандал, когда в помещении, соседствующем с экзаменационным (или с туалетом), была обнаружена группа учителей, в поте лица отвечающих на вопросы. Обнаружились также неправдоподобно блестящие результаты некоторых кавказских регионов. В этом, 2011 году были выявлены случаи, когда вместо школьников экзамен писали студенты. Обнаружено сообщество в социальной сети Интернета, рассылавшее правильные ответы своим клиентам.

Вот что рассказывает участник одного из интернет-форумов (орфографию в основном исправил, стилистику оставляю). «Вообще именно учителя главные участники этого фарса. Решая ЕГЭ, учителя могут заработать ещё одну годовую зарплату за один день. Искушение велико, не так ли? Именно они, учителя - и те, кто решает, и те, кто организаторы, и устраивают этот фарс. Я сдавал ЕГЭ в 2010 году и видел всякое.

1. Учителя сидят дома, на лестнице очередь в три этажа (дом без лифта). Эта очередь дает учителю сфотканные КИМы, он решает и родители уже передают обратно. Ему самому не стыдно (хотя о чём это я), что одни дети сейчас ломают голову, а другие развалившись на стуле и поигрывая телефоном ждут на него (телефон) ответы по e-mail?

2. Уже учителя-организаторы. Один раз было так: сдающие пользовались чем хотели, устраивали коллективное обсуждение и просто разговаривали по телефону. В это время один учитель стоял на [цензура] у двери (ходили проверки) и следил, чтобы если кто пойдёт, шугануть учеников. в это время второй произносил совершенно немыслимые слова, типа - ты не так громко разговаривай, а то ДРУГИЕ НЕ УСЛЫШАТ ЧТО ИМ ДИКТУЮТ. Ну не …ец ли?

3. Опять организаторы. Подходящее слово, организовали всё по высшему разряду. Короче: сказали детям: фоткайте все задания сразу. Все стреманулись - как это, организатор такое предлагает. Думали, может подстава, провокация. Но все нормально. Учитель не стал запариваться с отпусканиями в туалет, а просто собрал у всех карты памяти и бумажки, и САМ отнес их в туалет и выбросил... в унитаз, как честный человек? Как бы ни так! В окно, где их как коршуны тут же расхватали родители (о них тоже можно многое сказать, но это другая тема)».

Не безобидные списывания, а уголовные преступления - вот что это такое. Именно так поставлен вопрос с введением ЕГЭ. И вот тут начинаются возражения: «Списывания были всегда, и ничего: образование было хорошее».

Да, списывания были всегда, но, кстати, не всегда это носило массовый характер. Уж точно до конца 50-х списывание морально осуждалось, считалось недостойным. А вот в конце 80-х я был свидетелем того, как в школьной столовой во время экзамена по математике сидел десяток отцов или дедов выпускников, скорее всего - кандидатов наук, и они решали задачи. Дети просто приходили и брали решения. Т.е., совершенно ясно, что это делалось с благословения руководства школы и делалось не впервые. Хорошая была школа. И другие школы тоже были хорошими. «Наше образование было на четвертом месте в мире, реформаторы его загубили» - так до сих пор кричат противники ЕГЭ.

Пресловутое четвертое место в мире - это отъявленная ложь, поддерживаемая чиновниками от образования. Поводом для создания этого мифа были удачные выступления наших школьников в международных олимпиадах. Натаскать для этого несколько десятков отличников - не проблема. Но это не имеет ничего общего с системой образования, которая должна отвечать за культуру всего общества. Оглянитесь вокруг, где она, культура? А ведь все имеют среднее образование.

Государственные школьные учебные программы по объему и глубине были таковы, что усвоивший курс обучения молодой человек по идее должен быть очень образованным человеком, универсалом. В действительности же подавляющее большинство не усваивало и сотой части стандартного учебного курса.

Где-то в пятом-шестом классе ребенок перестает понимать кое-что в математике. День за днем непонимание растет, у ребенка возникает комплекс неполноценности, он стыдится признаться в непонимании, ищет возможность скрыть свое отставание и чаще всего находит его: списывание, уклонение от ответов, другие маленькие хитрости. Это отношение переходит на другие учебные дисциплины. Учителя смотрят на это сквозь пальцы: останавливаться нельзя, учебный план подгоняет. Ребенок начисто исключается из учебного процесса и до получения "троечного" аттестата зрелости просто отбывает в школе время, и голова его при этом занята отнюдь не безобидными вещами. А как он воздействует на одноклассников…

Я недаром говорю о математике. В ней знания последовательно нанизываются друг на друга. Бесполезно вдалбливать в ученика формулы тригонометрии, если он не может вынести за скобки общий множитель. В математике невозможно наскоком ликвидировать пробелы в знаниях, нужно вернуться назад, начать сначала. А вот грамотность в русском языке поднять можно в любое время, если заставить двоечника ежедневно читать тексты и писать диктанты. Так и поступили разумные родители, понявшие неизбежность ЕГЭ. Сами с детьми позанимались, либо репетитора наняли. Результат впечатляет: в Москве неудов по математике больше 20%, а по русскому языку - только 4%.

Шокирующие результаты ЕГЭ нужно воспринять как горькую правду и без истерики сделать выводы. Первое - с отличниками всё в порядке, даже замечательно: ребята из провинции получили реальную возможность поступить в хорошие ВУЗы. Например, в Высшей школе экономики в 2000 году, до эксперимента, иногородних студентов было 19%, то теперь этот показатель составляет свыше 50%. Второе - за двоечников тоже переживать не нужно: им ставят в аттестатах прежние тройки, «будет как вчера». Просто пусть отвыкают от трехбалльной системы и настраиваются на 100-бальную тестовую систему. Третье - ЕГЭ вскрыл глубинный порок нашего школьного образования: его нацеленность на создание элиты при полном небрежении к оставшимся.

По настоящему усваивает программу лишь очень небольшая часть школьников, которая выигрывает олимпиады, поступает в университеты, вливается в ряды интеллигенции. Престиж школы, престиж учителя меряется по числу выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Но никто не предъявляет претензии школе за количество ее бывших учеников, ставших преступниками и алкоголиками.

Что делать с теми, кого учитель математики должен был бы оставить на второй год еще в шестом классе? Как избавиться от Большой Лжи, пронизывающей нашу школу: «Три пишем, два в уме»?

Вернуть второгодничество? Лично я учился в школе, когда второгодничество было нормой. Как, кстати, и ежегодные экзамены, и осенние переэкзаменовки. Помню одноклассников старше нас на год или два, уходивших в конце концов в шоферы или в медсестры. А были и те, кто, потеряв год, тем те менее, нормально заканчивали с нами, не мешая учебному процессу. Нет, нет, не подумайте, что я ратую за возвращение второгодничества. Это же для человека травма на всю жизнь.

Есть более современные, гуманные, мягкие системы, например обучение по индивидуальным траекториям. Ученик не приписан ни к какому классу. По математике он, скажем в 7-а. Здесь собираются самые сильные твои сверстники. Если ты и среди них показываешь очень высокие результаты, то по результатам РЕГУЛЯРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ тебе могут даже предложить перейти на класс старше. И наоборот, если ты плохо усваиваешь материал, то тебя переводят в 7-б, в 7-в, а если совсем плохо, то оказываешься в шестом классе. Т.е., по математике ты остаешься на второй год. Но это не так страшно, да и не слишком заметно. Потому что ребята там разные, у каждого своя индивидуальная программа, никто тебя второгодником не называет, тем более, что по другим предметам у тебя несомненные успехи, по истории ты идешь по линии высшего уровня, и иностранный язык у тебя хорошо идет.

Грубо говоря, если ты успешно учишься какому-то предмету на уровне «а», то этот предмет сможет стать в будущем твоей профессией. При окончании школы на ЕГЭ ты получишь не меньше 75 тестовых баллов (это гарантируется тем, что 75% вопросов ЕГЭ тебе в сущности знакомы, ты отвечал на них при последнем переходном тестировании) и поступаешь в университет. Уровень «с» означает, что, скажем, математика в твоей будущей профессии едва ли пригодится. Ты имеешь о ней общее представление, необходимые навыки: вычислить процент, опустить перпендикуляр, разобраться в таблицах и графиках. Ты прошел сокращенный и упрощенный курс, ты найдешь среди вопросов ЕГЭ «свои» вопросы, ты получишь не меньше 25 тестовых баллов, и это тебя вполне устроит. Уровень «б» означает нечто промежуточное и возможность выбора дальнейшего пути. В совокупности все это называется дифференцированным обучением в пределах одной школы.

Всё это не фантазии, на Западе это давно реальность, и у нас исподволь внедряется. Вот знаковое событие. Министерство образования и науки направило в Минюст положение о создании института тьюторства.

Тьютор (от английского tutor - преподаватель-консультант, советник, наставник) - это не только новое для нашей школы слово, но и совершенно новое понятие, новая должность. За воспитание подростка сейчас у нас как бы отвечает классный руководитель. Но именно «как бы», потому что на самом деле он занимается не индивидуумом, а классным коллективом. Он действует в рамках внеучебных мероприятий для своего класса: собрания, походы, культурные мероприятия.

А работа тьютора (оплачиваемая, заметим, работа) будет в этом и заключаться: личностное, творческое и психологическое развитие каждого ребенка. Эти специалисты должны помочь выбрать индивидуальные траектории, определиться с профилем в старших классах и, может быть, с выбором профессии. Плюс к этому тьюторы возьмут на себя часть внеклассной работы - будут выявлять интересы ребят и направлять их в кружки и секции по интересам. У каждого тьютера будет, думаю, около десяти подопечных - разных по возрасту и из разных классов. Учителя-предметники тоже могут быть и, как правило, будут тьютерами. Классное руководство - это властная вертикаль, а тьютерство строится по сетевому принципу.

Вот куда мы должны идти. К тому, что КАЖДЫЙ ребенок, а не только сынок успешного деятеля, получал бы от государственного образования всё по своим способностям и выходил из школы без комплекса неполноценности. Образование как институт можно и нужно реформировать, причем сравнительно быстро. ЕГЭ, введенный в одночасье, должен стать рычагом, с помощью которого мы можем извлечь сгнившие зубы советской лжи, избавиться от самообольщения. Криминальная обстановка, сложившаяся вокруг школьного экзамена, говорит только о том, что мы добрались до Кащеевой иглы, до момента истины. Двадцать лет назад мы пытались начать эту реформу, но отступили в бессилии. Против нас была не только консервативнейшая из систем - система наробраза, но и РОДИТЕЛИ, т.е., все население страны. Народ, разучившийся отличать добро от зла, народ, погрязший во лжи, не хочет покидать свое лежбище. И детей своих не хочет выпускать.

Мы, те, кто считает себя интеллигенцией, обязаны сегодня защитить ЕГЭ как институт. А те, кто поносят ЕГЭ в СМИ, - журналисты и политики - те сами жертвы лживой советской школы. Это именно они в свое время СПИСЫВАЛИ.

Георгий Трубников, центр «Христианская демократия». Июнь 2011.

ЕГЭ

Previous post Next post
Up