Пост из другого блога, оригинал находится
здесь.
Кириархат и кириархальный - это очень удобные термины для такого направления феминизма как теория пересечений и языка социальной справедливости в целом. Они обозначают неравное распределение прав человека в целом - демонстрируют, что привилегии и несправедливая власть относятся не только к эксплуатации женщин мужчинами. Кириархат выходит за пределы патриархата и признает действие всех систем угнетения, которые работают вместе и причиняют вред всем.
Кириархат - это структуры доминирования, которые действуют как единая сеть, а не просто доминирование одной группы людей над другой. Ответвления кириархата включают, помимо прочего, расизм, сексизм, циссексизм, гетеросексизм, эйджизм и эйблизм. При кириархате, нашем кириархате, этом кириархате, различные виды доминирования в различных областях являются независимыми и взаимозависимыми одновременно.
Кириархат позволяет добраться до отвратительной сути привилегий, поскольку он подразумевает их все. У подавляющего большинства людей есть несправедливые преимущества и ограничения, которыми их наделяет кириархат просто на основе того, к какой группе они принадлежат.
Кириархальный - это характеристика действия, поддерживающего и укрепляющего кириархат. Это прилагательное, образованное от слова кириархальный, оно описывает действия (а также слова, установки и привычки) которые поддерживают, отражают или иначе вносят свой вклад в существующие структуры власти.
«Кириархальный» может относиться к частному проявлению личных привилегий или относиться к действиям, который закрепляют пересечение различных видов угнетения.
Возможно, что вы не знакомы со словом «кириархат», то знаете его предшественника, «патриархат». Термины патриархат и патриархальный - это ключевые слова в феминистской теории, обычно они описывают сексистские действия и системы.
Так почему же я говорю о кириархате, а не о патриархате?
Патриархат - это термин с очень точным значением, он относится только к сексизму. И он имеет собственное значение и часто бывает полезен. Но если мы сосредоточимся только на сексизме, то мы не сможем понять, насколько колоссальными и всепроникающими являются привилегии. Феминизм не сводится только к борьбе с сексизмом, потому что женщины как группа угнетены не только по признаку своего пола. В самом широком смысле патриархат определяет социальную власть как принадлежащую мужчинам, но при этом он отрицает несправедливые преимущества, которые могут быть у женщин за счет чужого угнетения.
Кириархат лучше подходит для описания моего подхода к феминизму. Слово относится ко всем частям структуры угнетения, в которой мы все живем. Нельзя сказать, что чье-то угнетение лучше или хуже, либо что один вид угнетения важнее, чем другой. Мы все подчиняемся кириархату, и мы все получаем преимущества от кириархата, мы все разделяем бремя и вину за него в разной степени и пропорции. (Предыдущее утверждение не является универсальным, но оно близко к нему). Но если говорить только о патриархате, то только мужчины получают выгоды и только женщины подчинены, только женщины освобождаются от ответственности и только мужчины разделяют вину.
В дискуссиях о пересечениях патриархат обычно становится слишком ограниченным термином: патриархат подчеркивает только сексизм и это стирает другой опыт несправедливости (особенно различные виды угнетения, которые распространяются и на мужчин). Кириархат позволяет рассмотреть сложную структуру насилия в этом мире, которому подвергаются любые тела; он позволяет проанализировать, и как мы страдаем и как мы поддерживаем его тиранию.
Кириархат - это не мое слово. Оно было придумано радикальной феминисткой и теологом Элизабет Шусслер Фиоренцой. В своей книге «Пути мудрости: введение в феминистскую интерпретацию Библии», Шусслер Фиоренца определяет кириархат следующим образом: «Кириархат - это неологизм, предложенной Элизабет Шусслер Фиоренцой, и он происходит от слов «господин» или «хозяин» (кириос) и «правление или доминирование» (архейн), который призван заново определить аналитическую категорию патриархата в терминах множественных пересекающихся структур доминирования… Теорию кириархата можно представить как комплексную пирамидальную систему пересекающихся множественных социальных структур сверхчинения и подчинения, правления и угнетения».
Лучшее объяснение кириархата я читала у Лизы Фактора-Борхес, которая изучала Шусслер Фиоренцу. В своем посте она пишет:
«Когда люди говорят о патриархате, а затем переходят к сложной дискуссии о переменчивых кругах привилегий, власти и доминирования, они говорят о кириархате. Когда вы говорите о белой женщине, которая утверждает свое превосходство над коричневым мужчиной, то это кириархат. Когда вы говорите о черном мужчине, который утверждает свое превосходство над коричневыми женщинами, то это кириархат. Он сводится к человеческой тенденции все время стремиться к месту господина/хозяина внутри пирамиды. Изучение кириархата позволяет понять, что проблема не сводится к просто богатым, белым мужчинам-христианам, которые находятся на самой-самой верхушке пирамиды. Лично мне они даже не кажутся самыми опасными. Полным-полно людей на более низких уровнях пирамиды, которые стремятся к тому, чтобы сохранить свое место в пирамиде, и противятся попытками полностью перевернуть ее сверху вниз… Так что когда мы говорим о женщине, которые пытается утвердить свое превосходство над другими женщинами, то мы говорим о кириархате. Когда вы наблюдаете, как женщина пытается доминировать, определять и направлять «женское движение» или даже диктовать, кто может быть нашими союзниками, то это кириархат как он есть в действии».