Недалеко от ресторана ЦДЛ на Поварской, где мы иногда бываем, есть дом. Он почти рядом, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков.
Это старый особняк архитектора Сергея Устиновича Соловьева, считается, что он описан Булгаковым в романе, как дом Маргариты. Во всяком случае, совпадений много. Удивительный дом, его можно разглядывать часами.
Каменный лев у входа, филины по углам, летучие мыши над окнами, -
- все это творение рук выдающегося скульптора Николая Андреева, автора памятников Островскому у Малого театра и Гоголю во дворе дома-музея писателя на Никитском бульваре.
На стене со стороны Хлебного переулка - майоликовое панно Марии Якунчиковой, одной из лучших художниц конца 19 века.
Под ним еще четыре ее миниатюры - керамические вставки с символами увлечений хозяина: архитектуры, музыки, живописи и просвещения.
"Из окна старого дома. Введенское". М.Якунчикова, 1897 год
Стиль Якунчиковой узнаваем сразу, в Третьяковке есть несколько ее сине-сиреневых шедевров в постоянной экспозиции. Люблю эти картины. Возможно, панно - одна из последних ее работ, художница умерла очень рано от туберкулеза как раз в год строительства особняка.
Чудом сохранившаяся деталь: наружный почтовый ящик, над которым тоже раскрыла крылья летучая мышь. Знатоки утверждают, что это символ тайной переписки.
Не знаю, как насчет тайны, но чугунная крышка почты до сих пор легко поднимается, и вы можете спокойно заглянуть внутрь дома через щель.
Кстати, по сюжету радистку Кэт допрашивали здесь, Штирлиц подъезжает на машине именно сюда, к фасаду дома на Малом Ржевском.
Все окна особняка разной формы, но одно - огромное, роскошное, вся стена под ним украшена врубелевскими изразцами, выполненными в мастерской Абрамцево.
Не поленитесь, зайдите как-нибудь в переулок. Раньше в доме размещалось посольство Грузии, я здесь часто бывал. А сейчас просто так стараюсь пройти мимо, даже выходя из ЦДЛ, всегда заворачиваю сюда. Это одно из немногих мест старой Москвы до сих пор не утративших свой облик.