Обычно героями принято считать тех, чьи действия или поступки непосредственно связаны со спасением людей. Это справедливо - ведь нет ничего дороже человеческой жизни. Но вот совсем недавно мне посчастливилось пообщаться с людьми, которых также нельзя не назвать героями, хотя их работа не имеет прямого отношения к тому, о чем я писал выше. Это - специалисты из парашютно-десантно-пожарной службы ГБУ РС (Я) «Авиалесоохрана».
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы...
Вадим Шефнер, 1940
Признаться, до знакомства с ними я даже и не думал, что такая организация вообще существует, наивно полагая, что ликвидацией лесных пожаров занимается только определенное подразделение МЧС или лесхоз.
Но как оказалось, «Авиалесоохрана» Якутии почти уже семь десятилетий без лишнего пиара и бахвальства скромно занимается благородным и нужным делом - спасением "зеленого моря" нашей необъятной республики. И мой сегодняшний пост о них.
Краткая справка: Якутский авиаотряд лесной авиации был образован сразу после войны, в 1945 году. В 1950 году было организовано 13 авиаотделений, в каждом из которых было по одному самолету По-2.
С 1969 года для тушения пожаров начали применять вертолеты МИ-8 и самолеты Ли-2. В 1972 для высадки парашютистов начали использовать самолеты Ан-2.
В 1986 году численность работников авиапожарной службы Якутии составляла более 1200 человек, в том числе 96 летчиков-наблюдателей, 485 парашютистов, 640 десантников. Работали 37 самолетов, 41 вертолет.
В настоящее время численность работников организации существенно сокращена и составляет около 250 человек.
В центральную радиостанцию "Авиалесохраны" снова поступил очередной тревожный сигнал. Пришли сообщения из Олекминского и Горного улусов.
Радиограммы сразу передаются в Региональный пункт диспетчерского управления.
На карте места пожаров отмечаются флажками, вся необходимая информация заносится в компьютерную базу данных, рассчитывается ориентировочное количество людей и техники для ликвидации огня.
После короткой планерки решено отправить две десантные группы в Олекминск, а одну, в которую я временно зачислен - в Горный район.
Пока есть время, беседую со Святославом Васильевичем, руководителем Якутского авиаотделения ГБУ «Авиалесоохрана».
Спрашиваю у него например о том, почему нельзя использовать для обнаружения пожаров только спутниковое наблюдение. Как оказалось, достоверность информации такого метода пока еще оставляет желать лучшего и необходима всегда комплексная проверка, как космическая, так и авиационная.
В настоящее время спутники способны регистрировать возгорания на площади примерно от 25 га. Точную цифру назвать невозможно, так как чувствительность применяемых алгоритмов сильно зависит не только от интенсивности горения, но и от метеоусловий. Бывали ситуации, когда из-за наличия плотной облачности «пропускались» даже существенные лесные пожары. Вот так-то.
В 12 00 мы выезжаем на служебном автобусе до аэропорта Маган, ну а оттуда на вертолете Ми-8 отправляемся на территорию Национального природного парка "Синяя".
Людей не хватает, поэтому по пути забираем с поселка Немигюнцы группу десантников-пожарных с Покровского авиаотделения.
Первое, что замечаю, как новичок, это то, что разговоры об огне ведутся исключительно как о живом объекте, точнее о каком-то злостном рецидивисте. Например, можно услышать типа "если здесь не перекроем, он уйдет" или "к утру мы должны его взять" и т.д.
Почти безотрывно смотрю в иллюминатор. Время от времени достаю фотоаппарат и снимаю то, что показалось интересным. К сожалению, очень много горельников.
Когда здесь прошел огонь не знаю, может лет десять назад, а может и больше. Вообще, специалисты утверждают, что для полного восстановления тайги после пожара в нашем регионе необходимо до 100-120 лет! А вы только подумайте, сколько кислорода они могли бы воспроизвести, сколько деловой древесины можно было отсюда получить, не говоря уже и том, сколько животных погибло или потеряло свои привычные места обитания. И ведь это происходит каждый год.
Но есть и нетронутые огнем места. Смотреть с высоты птичьего полета на них одно удовольствие.
Краткая справка: В Авиалесоохране есть три уникальные профессии: летчик-наблюдатель, парашютист-пожарный и десантник-пожарный.
Летчик-наблюдатель обнаруживает пожар, делает анализ обстановки и прогноз, оценивает необходимое количество сил и средств для борьбы с пожаром, оперативно передает информацию в диспетчерскую службу лесничества и организовывает работы по тушению, высадку воздушных пожарных и сброс груза. Парашютисты-пожарные и десантники-пожарные проводят тушение, как правило, используя специальную технологию - отжиг. Это создание управляемого встречного огня, который пускают от специально проложенной траншеи. Часто группа остается в лесу на долгий срок - до тех пор, пока пожар не будет потушен. Оборудование для лагеря, средства для тушения пожара, продукты сбрасывают в грузовых контейнерах.
Через один час двадцать минут после вылета из Немигюнцев увидели дым. Уже с вертолета понятно, что ветер довольно сильный. Тушить будет сложно.
Мы быстро высаживаемся, разбиваем лагерь и отправляемся в путь. До кромки пожара идти около 600 метров по старой мари.
Откровенно говоря, до этого никогда не видел, как тушат лесные пожары. Разве что по зомбоящику. Показывали, как огонь подавляли ранцевыми огнетушителями (РЛО) и глядя на это, я как-то сомневался в их эффективности.
Но здесь мне объяснили, что применение РЛО необходимо лишь в определенных случаях, а в основном, лучший помощник при тушении пожаров - это лопата и как ни странно, сам огонь, который пускают также в зависимости от ситуации навстречу пожару (т.н. называемый метод пуска встречного огня или отжиг).
Краткая справка: Отжиг является наиболее эффективным способом, применяемым при тушении верховых, а также низовых пожаров высокой и средней интенсивности. Этот способ позволяет быстро останавливать распространение таких пожаров небольшими по численности силами.
Пуск отжига производится от имеющихся на лесной площади рубежей (дорог, троп, речек, ручьев, проложенных в порядке противопожарной профилактики минерализованных полос и других естественных или искусственно созданных преград распространению огня), а при отсутствии таких преград вблизи пожара - от опорных полос, специально проложенных вручную, с помощью почвообрабатывающих орудий, взрывчатых материалов, растворов химических веществ и другим способом.
А вот и кромка пожара. Определили, что причиной возгорания стали недавние грозы. Пока огонь идет по низу. Если вовремя его не остановить, он может перейти на верховой. Тогда уж пиши пропало - древостой погибнет полностью, да и ликвидировать такой пожар гораздо сложнее.
Краткая справка: Различают 3 основных вида лесных пожаров: низовые, верховые и почвенные.
Низовой лесной пожар распространяется по нижним ярусам растительности, лесной подстилке, опаду. Основным горючим материалом является травяной покров, подрост и подлесок.
Верховой лесной пожар охватывает полог леса. Этот пожар возникает из низового как дальнейшая стадия его развития, причём низовой огонь является составной частью верхового пожара. Возникновению верховых пожаров способствует сильный ветер и большая крутизна склонов, если низовой пожар распространяется в гору. Верховые пожары чаще происходят летом, когда засуха сочетается с ветрами.
Почвенный лесной пожар - при котором беспламенное горение распространяется в органической части почвы лесного биогеоценоза. Древостой полностью погибает вследствие обнажения и обгорания корней деревьев. Почвенные или почвенно-торфяные пожары наблюдаются на участках с торфянистыми почвами. Кроме того, почвенные торфяные лесные пожары возникают на участках с толщиной слоя лесной подстилки 20-50 см, образующейся в условиях засухи.
Работают обычно тройками. Двое разрубают лопатой дерн и верхний слой почвы, третий переворачивает заготовки вдоль полосы. Лишнюю помеху создают корни деревьев, так что иногда приходится работать и топором. По возможности участок вдоль полосы зачищается - оттаскивается валежник, выпиливается сухостой. Длина полосы может достигать нескольких километров.
Наибольшую опасность здесь представляет даже не огонь или дым, а деревья. Время от времени слышен грохот падающих высоченных лиственниц. Поэтому приходилось все время быть начеку.
Другая опасность заключается в том, что в задымленном лесу довольно легко заблудиться. Поэтому мы, словно привязанные друг к другу, перемещаемся по тайге только в пределах видимости.
Работа посменная - помахав лопатами несколько часов, наша группа вернулась в лагерь.
Кстати, забыл упомянуть, что кроме десантников из Якутского и Покровского авиаотделений, тушить пожар прибыли ребята и из самого Бердигестяха (районный центр Горного района), а также из Амги. В целом, более пятидесяти человек. Обычно при пожарах такого масштаба, какой был здесь, людей привлекается меньше. Но тут было исключение. Как-никак горела тайга в природном парке и остановить огонь надо было в максимально сжатые сроки и с минимальными потерями лесных массивов.
Одной из достопримечательностей парка являются бизоны (Bison bison athabascae), завезенные сюда еще весной 2009 года. Так что пока у мужиков был перерыв, сходил на территорию бизонария. Дорога оказалась гораздо хуже, чем я думал. Добирался до места минут двадцать.
В первом загоне паслись молодые животные.
Зрение у них не очень, заметили меня не сразу. Но когда это произошло, они больше принюхивались, чем рассматривали.
Во втором загоне, который сразу был в непосредственной близости от домика егеря паслись животные покрупнее.
Был также один теленочек. Он буквально пару секунд был в зоне видимости, но затем скрылся за массивными телами взрослых особей.
Выжидать его не было времени. Я вернулся в лагерь и поужинав, снова отправился со своей группой в лес, но фотографировал уже немного, разве что только огонь.
"Лесной спецназ" копал минерализованные полосы до утра. Далее запланировано было проведение отжига. Но тут начал моросить дождь, причем как-то по-осеннему, вроде бы не сильно, но долго и нудно, почти до вечера.
Пожарные с одной стороны были и рады, но с другой, осадки помешали провести отжиг. То есть, в том в случае, если где-то в чаще сохранится тлеющий пенек, то возможно он может дать начало новой лесной катастрофе. Так что, не теряя бдительности, десантникам оставалось лишь проводить окарауливание пожара. Продолжалось это мероприятие два дня, пока огонь на территории парка "Синяя" был полностью ликвидирован.
Вот так и работают эти бравые парни - без лишнего шума, без рекламы, но честно, дружно и эффективно.
P.S. Берегите лес! Не оставляйте без присмотра огонь, покидая места стоянок, не ленитесь полностью тушить костры!