Машина до Сочи должна была прибыть в 6 утра на остановку, до которой нужно было метров 100, но пройти с вещами и ребенком, поэтому вставать пришлось в 5 утра. Кое-кто из провожающих, впрочем, вообще не ложился. Вещи были заранее собраны, после контрольного звонка мы вышли на улицу.
С учетом невысокой цены, ожидали, в том числе, и самого худшего, однако за нами приехал микроавтобус «Фольксваген Спринтер». Забрав всех пассажиров с безлюдных утренних улиц Сухума, машина вышла из города. Никаких последствий вчерашнего переворота мы не заметили.
По дороге забрали еще двух пожилых леди в районе Нового Афона. Леди слегка путали правый поворот с левым, но этим происшествия и ограничились. Мася проспала почти до Псоу, границу миновали небыстро, пришлось постоять в живой очереди на проверку документов с российской стороны, абхазы же не были столь дотошными.
Договорились с водителем: поскольку он вез людей в сам Сочи, он согласился добросить нас до автовокзала, в результате поездка обошлась в 700 р с человека вместо 600.
Здесь заканчивается наше повествование об Абхазии, и начинаются три дня в Сочи.
На автовокзале мы заказали такси… и вот тут начались нюансы нашей необъятной Родины. Таксисту, на лицо не местному, но без акцента, пришлось объяснять, как лучше ехать до улицы Грибоедова, и где именно находится нужный нам дом. В конце концов, водитель достал планшет… и таки сам уткнулся в тот же
2ГИС, который мы ему пересказывали своими словами.
Предупреждение: в рассказе о Сочи 2ГИС будет упомянут множество раз. И это не реклама от слова «совсем», хотя, если господа Сысоевы вдруг оценят мой труд, я, разумеется, не откажусь. Впрочем, был грех, пытался я с этой компанией как-то посотрудничать, но тогда мне сказали, что я не умею работать с текстом, и были таки в корне неправы!. Просто эта программа удобна в качестве справочника для рассылки спама навигации, в особенности для пешей, по большим городам, то есть в тех случаях, когда точно знаешь, что хочется найти, но не знаешь, где. К тому же, маршрутный транспорт включен в карту, в отличие от Яндекса, у которого
транспорт идет отдельным приложением. Наконец, оффлайн-навигация без танцев с бубном и выдергивания карт из кэша очень помогает экономить трафик в роуминге.
Все вышеперечисленные достоинства ни в коей мере не умаляют недостатков мобильной версии, которая еще со времен Windows Mobile отличалась прожорливостью к памяти и общей неторопливостью. У нас на двух ведроидах, телефоне и планшете, всего две программы, способные вогнать оба устройства в тоску и уныние - Skype и 2ГИС. Опять же, позиция разработчиков, положивших в свое время жирный крест на поддержку карт для старой версии, лично мне как владельцу КПК, который из-за этого пришлось отправить в утиль на полку, глубоко несимпатична.
Так что сами думайте, реклама ли это.
Так или иначе, мы добрались до «Гостевого дома на Грибоедова, 11», заселились в коттедж. Поначалу тот показался вполне приличным, тем более, что воду из-под крана, вскипятив, можно было пить, санузел с горячей водой без ограничений работал, бесплатный вай-фай не во всех углах, но ловился, простыни были чистыми, а кровать достаточно велика для нас троих. Правда, слегка насторожил вид из окна на бамбуковые заросли, за которыми скрывался ручеек-вонючка в сопровождении большого лягушачьего хора имени Дюймовочки, ну да ладно, мы ведь только ночевать суда приехали.
И снова мы вышли на узенькую извилистую улицу Грибоедова и сели в автобус до ж/д вокзала (17-19 р в зависимости от маршрута и размеров автобуса). Надо сказать, в центре Сочи много узких односторонних улиц, на этих улицах много бизнес-центров и жилых домов, но мало парковок - в общем, все, как в Нске и Москве.
Сочинский вокзал, как и все остальное, не избежал покраски травы реконструкции. Получилось снаружи красиво, но места внутри не так много. Зато есть круглый внутренний дворик, где удобно назначить встречу, и часы на башне с Зодиаком по кругу. И, разумеется, много пропускных пунктов, анизотропных - выйти из здания можно совершенно свободно.
Все вывески двуязычные, в обязательном порядке встречаются места для инвалидов, хотя порой угол пандусов на лестницах и намекает, что все это лишь для
проформы, а подъемники в подземных переходах заработают только с 1 июня. В то же время, на остановках и перекрестках улиц есть схемы движения, рассчитанные как на зрячих, так и на слепых, я впервые увидел шрифт Брайля воочию. Пешеходные светофоры, те, что работают, говорят человеческим голосом «Переход через улицу такую-то разрешен» - опять же, на двух языках.
При этом довольно много светофоров, работающих в режиме «мигающий желтый», и кнопки, запускающие пешеходный светофор, на таком перекрестке не работают, приходится полагаться на скорость реакции и вежливость водителей. Впрочем, ДПСников на улицах много, так что таки пропускают там, где должны пропускать.
От вокзала мы пошли пешком до реки, перешли по пешеходному мостику на улицу Чайковского и свернули к Цветному бульвару в поисках детского кафе, о котором прочли в одном из отзывов. Увы, отзыв был написан не то чтобы очень давно, но до Олимпиады, так что в единственном месте, которое по названию - «Вареничный домик» - могло быть детским кафе, сидели и курили вполне взрослые люди (чем, кстати, нарушали слоган «Сочи - город, свободный от курения»), так что мы пошли дальше, в поисках более другого места, где наша медвежонок могла бы немного подкрепиться.
На Цветном бульваре много детских садов, в 11-12 часов дня по бульвару гуляют мамочки с детьми, так что Ксана назвала бульвар Детским. Детский городок, впрочем, был довольно грязным - как выяснилось, накануне несколько дней был дождь.
Свернув на безымянную улочку, под аккомпанемент «Кушать хочу!» мы вышли к сувлачной «Энос». Сувлаки - это популярное в Сочи блюдо греческой кухни, аналогичное по составу шаурме, но с участием более толстой, в сантиметр, лепешки-питы. В «Эносе», как оказалось, можно заказать набор «сделай сам»: на большой тарелке мухи зелень отдельно, котлеты рубленое мясо отдельно, четвертушки лепешки отдельно. Масе мы заказали более традиционную картошку фри и салатик из кукурузы, яйца и сухариков без майонеза. И снова почувствовали разницу - трапеза обошлась в 500 р, в эти деньги в типичной апацхе вошел бы еще и поллитровый кувшинчик вина, и литр сока ребенку, да и порции в сувлачной, крупные для общепита, до абхазских явно не дотягивали.
Пообедав, мы вышли обратно на улицу Чайковского, и пошли потихоньку по направлению к северному входу в парк «Ривьера».
На первый взгляд, город производит впечатление исключительно благостное: фасады хрущевок выкрашены в пастельные тона, перед домами на Чайковского однотипными зелеными заборчиками огорожены палисадники, вывески все в едином стиле, стенды-указатели на двух языках. В то же время, много пустующих рекламных стендов, малозагруженных или вовсе пустующих бизнес-центров, жилых новостроек, увешанных плакатами «Продам» и общее ощущение недозавершенного ремонта и
легкой бестолковости. Инфраструктуру для игр построили знатную, вот только чем ее теперь загрузить-то, если отдыхающих этим летом заманивают в Крым, для поддержки штанов нового субъекта федерации?
Парк «Ривьера», основанный как место для неспешных прогулок под сенью экзотических и не очень растений, ныне - парк развлечений и соблазнов. Конечно, мы купили в киоске карту для оплаты аттракционов, среди которых встречаются как обыкновенные качели-карусели (но доча все равно счастлива), так и более интересные вроде модели хуторка в натуральную величину, с чучелами фигурками хуторян, а детей и взрослых по ней катают на гибриде паровозика и автомобильчика. Правда, мы полдня искали оператора этого аттракциона, пока не выяснилось, что его может включить оператор соседнего «Замка ужасов».
Вдоль аллей парка выстроились киоски-тиры, киоски-«лопни шарики» и прочие беспроигрышные, для владельца, развлекаловки. От зазывал, предлагающих «потрогать моего крокодильчика», «бесплатное фото», «бесплатное фото с попугайчиком» трудно бывает отмахнуться, настолько они назойливы. Мы даже встретили здесь знакомую по «Нартаа» цыганку с предсказателем судьбы - попугайчиком Борей.
На аллее, что начинается от центрального входа, стоит маленький, но настоящий парк Юрского периода. Дальше по аллее можно выйти к дельфинарию (600 р/чел) и океанариуму (300 р/чел + 50 р фотосъемка), тут же вам предложат сфотографироваться на память в стареньком кабриолете «Порше».
В центральной части парка есть и аттракционы, но… здесь и проявляется очередной сочинский нюанс. Хозяева у аттракционов разные, и карта, купленная у северного входа, в центре парка не действует.
Приходится отвлекать ребенка другими интересными и притом совершенно бесплатными объектами, коих множество. Здесь тебе и аллея писателей, где Пушкин соседствует с Толстым, а Маяковский - с Горьким. Аллея упирается в фонтан, напротив фонтана - скамья примирения.
Слева от пары Пушкин-Толстой есть симпатичные денежные гномики. Мася погладила каждую денежку в памятнике, и бросила в копилку свою - говорят, от этого доход увеличивается в десять раз.
В юго-западной части «Ривьеры», на ответвлении от центральной аллеи, есть небольшой памятник основателю
владельцу земель парка Хлудову и табличка, объясняющая нынешнему
поколению соцсетей, кто это такой. Если пойти по тропинке от памятника, можно выйти к пруду с цаплями. Каменными, разумеется. Дальше начинается аллея космонавтов - у каждого дерева табличка с именем посадившего его космонавта. В высотную компанию затесался неведомо как руководитель социалистической Монголии Цеденбал. Здесь же, неподалеку, стоит бюст дважды Героя Советского Союза, космонавта Севастьянова, который, хоть и родился в Красноуральске, жил в Сочи.
Еще из пределов парка виден огромный памятник «Подвиг во имя жизни», посвященный работе сочинских врачей во время Великой Отечественной. Выйдя из центральных ворот, можно подойти к памятнику поближе. Рекомендую быть осторожнее - слева от памятника прямо по вроде бы пешеходной дорожке ездят машины по направлению к Курортному проспекту, так что с детьми гулять лучше по правой дорожке.
В 3 часа дня мы покинули «Ривьеру» - нужно было встретиться с двоюродным братом, который как раз случился в Сочи проездом в Геленджик. По пути к вокзалу мы услышали вой сирен, но окружающие отнеслись к этому совершенно спокойно. «А город подумал - ученья идут…». Хотя в Нске сирены традиционно пускают в утренние часы, но у здешних МЧС могут быть свои представления.
Выйдя к назначенному месту - круглому атриуму вокзала, - и, таки да, снова пройдя входной контроль, мы… никого не увидели. Оказалось, нас ждали в совершенно другом месте, в парке у памятника Островскому, недалеко от набережной. В конце концов, мы таки встретились у вокзала и проехали пару остановок до этого парка и этого памятника - не тому Островскому, который «Гроза», а тому, который «Как закалялась сталь»; кстати, в Сочи есть и музей Островского, но туда мы не планировали заходить. Из парка, вдоль концертного зала «Центральный», спускаемся на набережную…
…и попадаем словно бы в торговый комплекс - вся первая линия сплошь из магазинчиков и кафешек. Ниже - собственно пляж, крупногалечный, разделен на сектора волнорезами. Встречаются частные сектора, где обыкновенный пляж легким движением руки превращается в платный лечебный.
Мася устала и хочет кушать. В поисках места, где можно посидеть за встречу, заходим в первое попавшееся кафе черноморской кухни. Садимся, берем меню - и в состоянии полного удивления встаем, разворачиваемся и уходим. 180 р за стакан сока - это, извините, даже не московские цены, а нечто за гранью добра и зла для обыкновенного общепита. Тем более, после Абхазии.
Остальные кафешки на набережной приблизительно в том же духе. Однако, мы все же нашли столовую, со столовским ассортиментом и не очень страшным ценником, и таки посидели немного там. После еды Мася воспряла духом и даже покаталась на карусели.
Кроме каруселей, на набережной встречаются еще и скульптуры, например, товарищ Посейдон с вилкой, напоминающей известный герб. У одной из кафешек есть фонтан, у другой - ослик с тележкой, но без морковки.
От пляжа мы поднялись мимо гостиницы Жемчужина, и по пути к Курортному проспекту случайно нашли памятник Коню в пальто.
На Курортном проспекте мы распрощались с родственниками и попозли в коттедж.
Продолжение следует...