Итак, мы дождались тепла, посмотрели на гуглокарты, и ранним утром после завтрака вышли на остановку рядом с отелем, ждать долмуш до Кемера.
Долмуш - это турецкая маршрутка. В отличие от Нских «Газелей» и «Форд-Транзитов», в Турции маршрутками считаются аналоги «ПАЗиков» местного производства. И, в отличие от Нских «ПАЗиков», их «Отокары» снабжаются кондиционерами (которые, правда, могут работать только во время движения), и останавливаться могут хоть у каждого столба, если рукой махнуть. Более того, хорошим тоном считается, увидев туриста, идущего в попутном направлении, помигать аварийкой и побибикать: садись, подвезу. Делает это водитель совсем не из альтруизма - проезд в пределах любой деревни стоит 2 лиры, проезд от Чамьювы до Кемера - 3.5 лиры, до Антальи - 9 лир с человека (1 лира на наши деньги что-то около 20 р, 1 $ приблизительно 1.75 лир). Дети едут бесплатно, если на руках. Можно рассчитаться и в долларах/евро, в этом случае проезд на дальние расстояния будет стоить дороже в переводе на рубли; на ближние - уже возможен выигрыш, но незначительный.
Кстати, о платежах. Поскольку Сбербанк очень удачно купил Denizbank, и банкомат с надписью на русском «Сбербанк всегда рядом!» был буквально рядом со входом в отель, мы просто снимали деньги с дебетовой карты Сбербанка в лирах, комиссия за конвертацию всего 100 р. В каждой деревне, где мы побывали, минимум два банкомата Denizbank, так что необходимость везти с собой наличные в Турцию осталась в прошлом.
…Пятнадцатью минутами позже мы вышли из долмуша на автостанции в центре Кемера и пошли вдоль живописного оврага с пальмами и бананами вперемешку с сосной, обозначенного на карте как бульвар, к морю.
Улица вдоль оврага, как многие улицы в Кемере, вымощена брусчаткой. Вся улица, и проезжая часть в том числе - то ли красоты ради, то ли соблюдения скоростного режима для. Масю какое-то время забавляло топать с плитки на плитку, но так она быстрее устает. У дискоклуба «Инферно» бульвар упирается в парк. Сначала мы подумали, что муниципальный парк, но нет - это парк отеля «Haber», со свободным входом, искусственным ручейком, фонтаном и… павлинами. Свободно гуляющими павлинами.
Свободные, однако, не значит вольные. Павлины обитают в местном мини-зоопарке, всех обитателей которого, кроме кроликов, время от времени выпускают погулять за пределы заборчика из сетки-рабицы. Мася была в восторге от кроликов, а за некоторыми курочками даже побегала. Надо сказать, в компенсацию за лишение свободы, размножение кроликов, судя по всему, никто не контролирует, а проблему перенаселения решают ведром с водой.
Сразу от парка начинается набережная, а в трех метрах ниже нее - пляжи. Сперва, вдоль всех трех кемерских (или кемеровских?) дискоклубов, расположенных практически в ряд (кто сказал, что Кемер - дискотечный город?) и зазывающих все, как один, на выступление разнообразных звездюлей из постсоветского пространства, растут кедры. Затем, когда клубы сменяются отелями первой линии, кедры, в свою очередь, сменяются аккуратно подстриженными кустиками и разнообразными цветами. Отдохнуть можно на своеобразных складных скамейках - пока ты на ней сидишь/лежишь, это скамейка, встал - сиденье поднимается и поворачивается рекламным местом прямо к целевой аудитории.
Пляж в Кемере, как я уже говорил, крупногалечный. Очень крупно, скорее это булыжники размером с кулак и больше. В этом смысле, мы были правы насчет выбора отеля не в самом Кемере. Да и дороже они здесь, чем в деревнях, если сравнивать отели одного класса. Зато здесь куда больше апартаментов - далеко от моря, тесно, но относительно недорого.
На набережной есть две небольших детских площадки - в начале и в конце. Еще одна, побольше, с развесистыми горками, есть в парке капитана Мустафы, куда набережная заходит. Мы поначалу по привычке спутали этого капитана с Мустафой Кемалем, но таки оказалось, что это четыре разных человека. Впрочем, совсем рядом с парком расположен… правильно, памятник Ататюрку.
Надо сказать, почитают основателя современной турецкой государственности, как у нас Владимира Ильича, т.е. как минимум один памятник на один населенный пункт, а мавзолей Ататюрка, судя по макету 1:25, даже и попышнее нашего аналога. Причем никто никого оттуда выносить не собирается, в отличие от. Вон, решили застроить парк, основанный лично вождем - и получили волнения куда покрупнее болотных. Конечно, товарищ Эрдоган посылает оппозицию куда подальше, и окончится это все победой застройщика, - но что-то подсказывает мне: случись кому потревожить покой товарища Крупского, у нас шуму будет значительно меньше, если вообще будет. А ведь это история, в нашем случае - часть истории глобальной.
В парке капитана Мустафы мы нашли домик для кошек, с надписями на двух языках, призывающими их подкармливать. И подкармливают, хотя нашим кошкам турецкий йогурт не заменит сметану, но турецкие-то этого не знают, и фотографируют, и гладят - кошки вокруг домика попадаются в изобилии. Мася нашла красивую полосатую кошку, лежащую в тени каменной скамейки, получила разрешение потрогать - и началось… Кошка вытерпела минут десять, потом сменила позицию и улеглась по другую сторону скамьи. Наивная! В конце концов, ей все же пришлось стукнуть Масю лапой. Царапина зажила за сутки, а Мася теперь понимает, что кошкам не всегда нравится, когда их трогают. «Я кошку замучила, и она меня укусила!»
Дальше за парком был кемерский порт, где запросто можно встретить яхту с транспарантом «Продам за 260000 евро». Это в оригинале, если что. Никаких «Satilik» и «For sale», только для своих. На этом мы решили, что для первого дня в Кемере впечатлений хватит, и пошли в маленький центр туризма («Tourizm Office»), притаившийся за спиной каменного Ататюрка. В центре мы нашли одинокого молодого англоговорящего клерка, который радостно снабдил нас парой буклетов на русском, картой Кемера на английском и русскоязычной картой Антальи с зазывной надписью «Анталия. Город плана». О плантациях он, конечно, ничего не рассказал, зато рассказал, как дойти до остановки долмушей, куда мы приехали, и где, как выяснилось, надо было садиться на обратный автобус.
Путь наш проходил через торговую улицу Лиман. Улица пешеходная, вроде Арбата в Москве, и рассчитана исключительно на иностранных туристов. Что называется, почувствуйте себя гайдзином на Арбате. В среднем каждые три-пять метров улицы занимает один магазинчик, и у всех магазинчиков сидят зазывалы, и все они стремятся заработать на тебе денежку. Очень много поддельных часов, кожгалантереи, электроники, первое место почему-то занимали наушники Beats. В один из следующих выездов в Кемер мы, сидя в тенечке и кушая яблоко (т.е. Мася кушала, а мы ждали, пока у нее «появятся силы»), разговорились с одним из торговцев. Тот рассказал, что типичный рабочий день у него в сезон (6 месяцев в году) длится 17 часов, не в сезон - только 8. Говорили на русском, язык он учил сам и рад был попрактиковаться. Не в сезон объем работы на всем побережье резко сокращается, поэтому в сезон стремятся заработать, чтобы хватило до следующего…
Ориентируясь по карте и рассказу клерка из центра туризма, мы дошли до Часовой башни, одной из кемерских достопримечательностей и… сделали глупость. Неверно оценив расстояние на карте, мы решили, что сворачивать следует дальше и ушли далеко вверх по очередному бульвару Ататюрка. Ошибка стоила, как обычно, прогулки с Масей на руках по жаре (хорошо, что всего лишь 32-градусной). Кемер маленький, а карта - большая.
На следующий день мы снова поехали в Кемер, в парк Moonlight park, расположенный сразу за портом. Соблазнились на упоминание аквапарка и дельфинария.
Moonlight park оказался общественным парком с хорошим насыпным песчаным пляжем, парой детских площадок и огромным количеством кафешек (очевидно, основных источников монетизации). Майя была рада покататься на горках и качелях, пофотографировать зеленую травку. Аквапарк представлял собой нечто невзрачное: две горки, два бассейна, да к тому же именно в этот день не работал. Дельфинарий тоже был закрыт, позже мы узнали, что всю неделю.
И снова мы топали по жаре к автостанции, хотя в автобусе заметили объявление «Только автобусы с надписью Кемер заезжают в кемеровские (именно так!) отели», а по пути от парка заметили пару остановочных павильонов. Как потом оказалось, автобуса в направлении Чамьювы-Текировы (это деревня еще поменьше и подальше) можно дождаться и на этих остановках.