На фестивале
Техно-Арт проходили не только лишь
концерты, но и серьезные мероприятия. Серьезные, но нескучные: параллельно в «Победе» шла конкурсная программа фестиваля научного кино «Кремний». В прошлом году на площадке Теле2 показывали
ретроспективу первого «Кремния», и тогда, на удивление, моего еще шестилетку не оторвать было. А в этом году, стало быть, проходил уже третий
Мы специально пришли на программу короткого метра: ребенок соблазнился анимационными роликами, а я - тем, что в большинстве фильмов было заявлено использование генеративной графики. Другими словами, предстояло познакомиться с творчеством нейросетей.
Надо сказать, полностью из нейрографики состоял только один ролик, про Дмитрия Иваныча нашего Менделеева, и это, как мы потом узнали на лекции, был первый подобный опыт новосибирского режиссера Павла Меняйло
И - не стоит бояться, до Скайнета и Матрицы еще очень и очень далеко, возможно, что этого не случится чуть менее чем никогда. Потому что нейросети хороши в генерации изображения на заданную тему, и то под присмотром, в синтезе звука (из готовых образцов, конечно же), но сценарий, раскадровка, монтаж, сведение звука - все это и многое другое за человека никто не сделает. разница лишь в том. что с посильной помощью нейросеток сделать это теперь может даже один человек. Только человек этот, помимо кинематографии, должен уметь правильные запросы задавать.
А из остальных фильмов мы узнали про удивительные грибы люминофоры для светодиодов, используемых в лампочках
Об уникальном заповеднике
Аркаим в Челябинской области, фильм о нем был полностью анимационным в традиционном смысле этого слова
Оказывается, за 4 тысячи лет до нашей эры в Южном Зауралье строили вполне себе города, прогрессивные для того времени. Но потом в степях стало жарче и засушливей, и потомки строителей стали кочевниками. Даже захотелось туда съездить, посмотреть. А потомки этих кочевников регулярно сносили острог, на месте которого позже вырос город Курган, о чем нам рассказали еще в одном мультике, соответственно, из Кургана. Та же студия сделала мультик про Илизарова и его аппарат, но скриншотов не будет, уж очень обидно там все для тогдашних начальников от медицины.
Потом мы с сыном оба залипли на полнометражку «Юные инноваторы из глубинки» о детях, которые даже в более-менее глухих деревнях умудряются заниматься робототехникой и другими IT-делами (ну ладно, Нижняя Салда не такая уже деревня, но там нужно комбинат заинтересовать, другого спонсора там нет), и находятся полубезумные в хорошем смысле этого слова взрослые, которые их поддерживают. Автор фильма даже вывезла одного талантливого пацана в Питер на конференцию, где тот взял первое место и договорился о работе в одной из ИБ-компаний.
А на выходе из зала автор взяла у нас с Родей интервью. Конечно, в кинематографическом плане к фильму можно было бы попридираться, но идея весьма хороша. В маленьком городе или в деревне расти особо некуда, надо искать способы выбраться, и примеры очень показательны.
Когда кинопоказ закончился, на улице стартовали лекции. Что характерно, тоже о научном и документальном кино
Почему эти два понятия разделены? Потому что документальное кино - это метод, а научное - жанр. И способ рассказать миру об актуальных исследованиях и разработках. Жаль только, мир считает это скучным
Но ведь это как суп с котом - смотря как приготовить. Например, короткий фильм «Супермуха» о том, из чего нынче делаю корм для скота, оформили столь увлекательно, в стиле постапокалипсиса и с цитатами из Кроненберга, что ребенок зарекся когда-нибудь есть насекомых.
А режиссер и продюсер из Иркутска Юрий Яшников нашел в документальном кино и вовсе золотую жилу. В обоих смыслах
Однажды он взялся за рассказ об иркутском промышленнике Николае Второве, который был, внезапно, самым богатым предпринимателем в России и основал современную металлургию в России вообще и город Электросталь в частности. Но, поскольку материалов сохранилось очень мало, фильм «Русский Морган» был сделан в формате вымышленного интервью.
А потом появился бренд и сериал «Киноинтервью», и фильм об Александре Вампилове «Саня, драматург», и стало ясно, что и историческое документальное кино в таком виде находит зрителя. Скоро выходит фильм «Он придумал вертолет» о Камове, которого чтят в Томске, но родом он тоже из Иркутска. Также на подходе, в сотрудничестве с Павлом Меняйло, киноинтервью с Покрышкиным «Ахтунг, Покрышкин!»
Таки да, при сборе материалов к фильму выяснилось, что о Покрышкине был выпущен комикс в Штатах. Так что ждем осенью на всех ютубах площадках страны.
Все-таки и нон-фикшн бывает интересным. А над художественным кино можно и пошутить, но это будет другая история...