Вот уже 100 лет в Сибири не было боев, если не считать стрелки девяностых да дружеские поножовщины маргиналов. И, однако же, у нас есть музей боевой славы, ведь мирные сибиряки побывали во всех известных мировых конфликтах. Даже, говорят, азиатский летчик Ли Си Цин тоже был из наших, но это не точно
И, возможно, это один из немногих музеев, открытых для гражданских, но при этом расположенных на территории военных, в самом настоящем военном Доме культуры с историей...
Дом Офицеров (когда-то даже остановка называлась в его честь, до открытия станции метро «Красный проспект») был задуман как Дом инвалидов Сибири даже еще до Первой мировой, в русско-японскую войну, ведь и в этом локальном конфликте сибиряки отметились. Однако строить его начали только в 1916 году по проекту, опять же, Крячкова (вот ведь глыба и матерый человечище), и после некоторых событий 1917 года надолго забыли...
Но в 1923-м в город переехал штаб Сибирского военного округа, поэтому к недострою пристроили Дом Красной армии, где и квартировал штаб некоторое время, до переезда в отдельное здание выше по Красному проспекту. А окружным Домом офицеров здание стало в 1945-м.
К нынешнему времени от первоначального облика сохранилось немногое: внешний вид, стены да метлахская плитка на полу первого этажа
Сегодня большая часть внутренних помещений нуждается в реконструкции (а ведь когда-то здесь был и кинотеатр), в хорошем состоянии поддерживаются только музей да свежая церковь Георгия Победоносца. И, кстати, религиозный подтекст проник в здание еще при советской власти в виде триптиха витражей.
Слева от главной лестницы - Георгий Победоносец
Справа - Воин-освободитель
И по центру первого пролета - Александр Невский с лицом, как принято, Николая Черкасова
К музею нужно подниматься по другой лестнице, огибающей, внезапно, ракету
Вход в музей обрамлен стелами с именами сибиряков-Героев Советского Союза
Официально считается (по приказу одного из министров обороны еще в те времена, когда на эту должность не брали гражданских), что Сибирский военный округ основан в 1865 году, но то, что можно с натяжкой назвать гарнизонами (все же в XVI веке дисциплине казаков было далековато до военной), появилось здесь с приходом Ермака
От казачества тех времен мало что сохранилось, приходится заполнять пробелы масштабными модельками
От петровских времен - только веселые картинки
Куда больше осталось из века XIX
Тем более что часть оружия успешно дожила и до середины следующего столетия, как винтовка Мосина
Кстати, создательница женских батальонов, Мария Бочкарева, тоже родом из Сибири. Впрочем, эти батальоны никак себя особо не проявили ни на фронтах Первой мировой, ни, вопреки расхожему мнению, при защите Зимнего дворца
А потом грянула революция, за ней последовала гражданская война, и некоторое время люди, говорящие на одном языке, живущие по соседству и собирающие одних и тех же клещей, увлеченно резали друг друга с особым цинизмом
Героическое панно - копия того, что размещено на задней стене Дома Ленина, в сквере Героев революции. Вот интересно: революцию и все, что с ней связано, усиленно множат на ноль, а вот сквер с кенотафами до сих пор пока не трогают
Галерея ручного оружия первых лет после гражданской. Как видно, маузер был идеален для любителей помахать чем-то большим
Но и махонькие нелицензионные копии браунинга находили свое применение
Однако сколько маузером не маши, а у Анки-пулеметчицы ствол все равно больше
Вот чего у советской власти не отнять было, так это насаждение грамотности. И в самом деле, боец уже должен был не только сено от соломы отличать
Все ближе к современности. Это уже артефакты с боев у озера Хасан
Вот мы и подошли плавно ко Второй мировой и Великой Отечественной
В тылу пахали землю ручным плугом
На фронте тоже перепахивали, но поглубже и разнообразнее
Эти панно - копия с Монумента Славы. Их делал тот же художник, что и сам монумент. О нем я как-то уже
рассказывал, и это - произведение искусства, а не артефакт эпохи, как Ильич с компанией на площади Ленина. Почувствуйте разницу
Той войне Сибирь отдала около пяти десятков дивизий
Ну, про Покрышкина, думаю, знают чуть менее чем все. А вот кто знает, что знаменитый Маресьев, научившийся летать без обеих ног, был не первым?
Первым был Захар Сорокин. В октябре 1941-го упал в тундру после воздушного тарана, умудрился в этой самой тундре наткнуться на сбитого им же фрица, потерял в драке все зубы, отморозил ноги и шесть суток полз до наших частей. После этого лишился обоих ступней, встал на протезы и научился с ними пилотировать, причем не просто пилотировать, а успешно сбивать. После войны писал книги, в том числе для детей, и таки его книжку я прочел до творения Бориса Полевого. В общем, история ждет своей экранизации...
Артефакты, неосторожно занесенные противником на нашу территорию, отличаются трудной и своеобразной судьбой. Ну, про знамена в грязи факт известный, а как вам напольный коврик из орденских ленточек?
Дальше уже и конфликты посовременее, и оружие поударнее
Ну и трофеи позабористее. Вот, например, наглядная агитация от радикальных бородачей
Экскурсия по музею заканчивается в церкви. Церковь новая, иконы новые
Иногда даже сверхновые
Справедливости ради, Войно-Ясеневский заслужил канонизацию делами не только духовными. но и мирскими. А вот что дала канонизация Николая II, кроме политических очков ее инициаторам?
На этом прогулка по музею боевой славы в Доме Офицеров завершается
Надо будет как-нибудь детей сюда привести, когда младший подрастет.