После не очень удачного погружения в
суровый белорусский театр, тем же вечером мы уже с дочерью собрались на другой спектакль в рамках все того же фестиваля
«Перекресток». На этот раз в маленький зал Дома Актера, смотреть работу Пермского театра кукол «Цветы для Элджернона»
После творения белорусских артистов я ожидал не слишком многого, тем более что рассказ плохо поддается переносу в визуал, недаром
все имеющиеся экранизации получались не совсем про то. Ну еще Бретт Леонард в «Газонокосильщике» взялся за схожую тему, а Джефф Фэйхи даже почти вытянул главную роль, но это уже было совсем не про то.
Я ошибался...
Дом Актера традиционно известен рестораном и богемной тусовкой, а потому множество коренных новосибирцев в нем не бывали, и я в том числе. А, поскольку он в двух шагах от Оперного театра, то нельзя было пройти мимо Театрального сквера
Пианино наконец-то засеяли и вернули на место, ждем всходов
Клумбы вокруг арфы тоже теперь смотрятся повеселее, несмотря на холодный ветер
Показал дочери аллею памяти. Хорошо, что ребенок занимается музыкой и хотя бы знает, кто такой Кац
Есть на аллее и деревья живых творческих деятелей, посаженные ими самими
Выходим на Серебренниковскую и видим место укрощения 13-го трамвая (подчиняется только ПДД и рельсам). Один из путей надолго перекрыт, поэтому сделали реверсивный участок со временной стрелкой
Вот уже и Дом Актера виднеется
Здание было построено еще до революции, той, что Октябрьская, и раньше в нем квасили капусту и солили огурцы в промышленных масштабах. Затем его отдали Союзу театральных деятелей и реконструировали под его нужды:
зрительный зал, библиотека, книгохранилище Но многие ходят сюда в ресторан, а мы пришли в театр. Здесь их несколько выступает: и
сам СТД, и театр «13 трамвай» (что за пугающее название!)
У входа нас встречает арт-объект: то ли птица, но с пятками
то ли человек, но с крыльями
В фойе - выставка от Новосибирского театра кукол
В основном - фотографии спектаклей (и нам знаком уже почти весь детский репертуар)
Но есть и куклы, откуда-то из запасников, я их и в родном-то музее кукольного театра ни разу не видел
А вот и ресторанщину подвезли. Но это, вместе с арендой залов, основной доход, так что все всё понимают
А к нашему залу ведет скромный темный коридор со строгими портретами классиков
Зал маленький, оформленный в стилистке лофта (что особо доставляет после филармонического классицизма
Казалось, что и этот зал не заполнится, все же спектакль-то кукольный, хоть и с грифом 12+
Однако интерес у публики все же был, и не зря.
На сцене словно бы декорации не то пыточной, не то лаборатории. По сюжету это оправданно, но к чему тут зеленый экран для хромакея?
И все это время я продолжал ломать голову: от главного героя сюжет требует сильного преображения, от умственно отсталого человека с ограниченными возможностями до гения и обратно, это и живому человеку в театре сложно сыграть, но как это сыграть куклой?
И пермяки показали - можно. Да еше как!
Все локации и герои были созданы из обыкновенного Лего: бар, пекарня, лаборатория
И парк, декорация для финальной сцены (в левом верхнем углу видна фигурка главного героя и те самые цветы)
Вот эта тестомешалка занимает не больше минуты экранного времени, но двигает сюжет
Я сказал «экранного времени», потому что действие проецировалось на экран. И не только действие: например, нам показывали картинку с точки зрения мыша, который здесь второй по значимости, но не по размеру. В оригинальном рассказе весь сюжет подается через записки главного героя, и эти записки нам тоже показывают (и актеру, игравшему Чарли, понадобились вполне физические эффекты, чтобы максимально вжиться в роль).
Ну а хромакей пригодился в сценах, где схематичные лица фигурок заменялись на лица актеров. Тут у меня срабатывает профдеформация, я вижу небольшое отставание губ от звука, где-то миллисекунд на 300, но, думаю, ни один человек в зале этого не заметил.
И эта техническая деталь тоже не просто так, а в русле сюжета.
В общем, эта игра в кубики гениальна. И это лучшая, пока что, театральная постановка
рассказа Дэниела Киза. Тем более для кукольного театра
Причем это не фестивальный спектакль, а репертуарный, идет раз-два в месяц. По признанию режиссера, идея пришла как раз в пандемию, когда все сидели без работы и общались в основном по видео. Вот тут артисты и подумали, а не сыграть ли в Лего...
В общем, даже если с новосибирского фестиваля Пермский театр кукол не увезет ничего, кроме диплома участника, по крайней мере приз зрительских симпатий у них в кармане.
Моих симпатий, личных.
А дочке пока больше форма понравилась. Надо бы ей рассказ подсунуть, чтоб и содержание дошло.