Российские блогеры под прицелом. На неприятную критику в Интернете Москва отвечает судебными процессами
До сих пор Интернет считался самым свободным из всех российских средств массовой информации. Но количество процессов против неприятных властям блогеров постоянно растёт. Правозащитники опасаются усиления цензуры.
Шесть недель назад российский милиционер Алексей Дымовский надел свою униформу и сел перед камерой. Потом этот 32-летний мужчина начал жаловаться на невыносимые условия работы и коррупцию в российской милиции. Он разместил в Интернете это видео, которое за сутки вызвало дебаты на национальном уровне. Миллион пользователей посмотрел и прокомментировал жалобы милиционера. Этот случай показывает, что борьба за общественное мнение всё чаще происходит именно в сети. В этой стране сейчас 32 млн. пользователей сети Интернет, что почти в два раза больше, чем было год назад. Многие используют интернет как дешёвую и качественную платформу, для того чтобы высказать своё мнение. Но это становится всё более опасно.
Майор Дымовский заплатил за своё общественное обращение увольнением с работы. Правозащитники опасаются, что со временем контроль за блогами и видеоплатформами в будущем усилится. Уже сейчас можно насчитать множество судебных процессов против блогеров. Некоторые из обвиняемых распространяли материалы и призывы праворадикального характера, а другие - просто неприятные оппозиционные. Простейший способ завести дело на любого блогера - по-разному трактуемый закон об экстремизме. Принятый в 2007 году закон описывает экстремизм как «общественная клевета в адрес персон, занимающих государственные должности».
В прошлом году с помощью этого закона был проведён показательный процесс над блогером Саввой Терентьевым - музыкантом из Сыктывкара, что в республике Коми, которому тогда было 22 года. Этот молодой человек строго критиковал российскую милицию в чужом блоге. Он был приговорён к одному году тюрьмы условно. В этом году тоже были обвинения и приговоры. В марте было предъявлено обвинение члену оппозиционного движения «Оборона» Дмитрию Соловьёву по факту «Возбуждение ненависти либо вражды» в отношении сотрудников милиции. В конце июня перед судом предстал 30-летний Дмитрий Кирилин. В его блоге следователи нашли пост от 2006 года, где он призывал свергнуть политический режим.
Сейчас идёт тотальное отслеживание блогов, следят даже сильнее, чем за журналистами, заявил Олег Панфилов, глава московского центра экстремальной журналистики. Пять лет назад, после «оранжевой революции», Кремль впервые заметил, что оппозиция может быть опасной в интернете. Но простое блокирование интернет-страничек как в Китае или Иране не в русском репертуаре. До сих пор Россия не решилась ввести даже ограничительный закон, как в Казахстане, приравнивающий блоги к СМИ. Но соответствующие предложения поступают регулярно.
Но такие эксперты как Панфилов не считают, что в будущем Россия позволит себе такую насильственную стратегию. Не в последнюю очередь и из-за любителя интернета президента Дмитрия Медведева. С населением он общается преимущественно посредством видеоблогов, а недавно он опубликовал свою направляющую статью «Вперёд, Россия!» в интернет-издании «Газета.ру».
Но даже если закон и не ужесточат, существующие механизмы контроля всё равно эффективны и пугающие
. Даже если при всех усилиях не хватает материалов для уголовного дела против блогера - Кремль охотно борется со своими врагами по-тихому, с помощью технического оружия. Многие оппозиционеры в прошлом часто жаловались на массивные спам-атаки со стороны патриотических блогеров. Огромным количеством сообщений и комментариев верные Кремлю люди «укладывают» интернет-странички противников иногда даже на несколько дней.