Взгляд обывателя
Пожалуй эта та статья, которую вынашивал неприлично долго. Ещё месяц назад договорились с
dimka_jd (рекомендую его блог тем, кто хочет разместить рекламу в Живом Журнале); договорились, что дам свою оценку текущей ситуации и перспектив рекламной составляющей наших дневничков.
Вспоминаю наш первый разговор с Димкой, он тогда вежливо поинтересовался, в какую сумму бы я оценил размещение рекламы в своём блоге. На тот момент предлагалась N-ная сумма за пост, но по определённым причинам я отказался. Сейчас, ввиду того, что блог Искусственный интеллект попал в ТОП-50 рейтинга Яндекса, активность разного рода предложений разместить рекламу усилилась.
Удивительно, но складывается впечатление, что эти люди нихрена не соображают в рекламе, более того, у них похоже нет будущего. Если коротко охарактеризовать, то они пытаются подвести любое событие под формат PR-кампании: "Здравствуйте. Компания N запускает производство отечественных телевизоров в Калуге" или "Состоится выездной семинар посвящённый тому-то и тому-то, приглашаем посетить и осветить у себя в блоге...". Виддимо такие сообщения рассылаются всем топ-блогерам, без учёта специфики их блога
А ещё беспощадно спамят в комментариях. То есть это не тупой спам типа упоминатора и продажи метизов, а вполне себе организованная рассылка - помещают в комментарий подробное описание того, что они хотели бы поиметь от моего блога. По секрету, верхняя запись в моём блоге, Доска почёта уже наполовину состоит из таких комментариев. Там заявок на обзоры меньше, чем спама.
Блин, таварищи рекламисты. На рекламном рынке в социальных сетях Вы полные лузеры.
Ну, какая Калуга? Какие телевизоры? Вы хоть знаете, кому отправляете сообщения? Я нахожусь на расстоянии 5 тысяч километров от Вашей Калуги! С хера ли мне туда ехать, что бы потом рассказать об этом телевизорном заводе? Если бы я был Вашим рекламодателем, я бы мало того, что договора вас лишил за такие проделки, так ещё бы и наказал за рассылку спама.
По существу вопроса. Такое мракобесие с рекламой в блогах должно измениться. Это произойдёт не так скоро, и всецело зависит от нас, с вами, блогеров.
Как выстраивается рекламный бизнес сейчас.
Существует сегмент блогов, полностью заточенных под рекламу. Они отрабатывают два направления: повышение узнаваемости (и посещаемости, если речь идёт о ресурсе, на который надо сходить). Второе - тупая продажа ссылок. В первом случае, три наиболее освоенных раздела - это реклама фильмов / мультфильмов, средств массовой информации типа Ленты, Газеты и товаров, точно бьющих в возрастную группу "молодые люди от 16 и старше" - гаджеты, смартфоны, реально полезный софт, виджеты для блога. И всё. Больше здесь ловить нечего.
Во втором, как я уже сказал - тупо сливаются ссылки для повышения показателей тИЦ и PR сайта или блога, который рекламируется. Стоимость рекламы тем больше, чем больше эти же самые показатели блога. Ни о какой вменяемой посещаемости, а тем более приобретении рекламируемых товаров и услуг, здесь речь не идёт. Я даже готов вручить орден главного лоха в ЖЖ тому, кто первый купит светильник, камин, кондиционер или туристическую путёвку с помощью рекламы в блоге.
Рекламодателям следует обращать внимание на то, где Вы покупаете рекламу. В 80% случаев это специально созданные блоги, так называемые "виртуалы". Раскрученные с помощью акций обмена ссылками (ссылкообмена), в лучшем случае с помощью закупки низкобюджетных ссылок на себя любимых. Ни о какой стабильной аудитории читателей речи не идёт.
Следует учитывать и риски размещения рекламы в Живом Журнале. Во-первых, недавнее блокирование блогов с рекламой. Никто не гарантирует, что подобная ситуация не повторится и все ссылки просто пропадут. Во-вторых, не исключается такой момент, что однажды администрация сервиса LiveJournal введёт запрет активных ссылок, так как это сделано на некоторых других блогплатформах, например blog.ru и hiblogger.net В-третьих, по истечении времени записи с рекламой, размещённые в блогах имеют свойство выпадать из индекса поисковых систем Яндекс и Google. И на это есть более чем объективные причины. Поисковики прекрасно "чувствуют" коммерческую рекламу - на это указывает то, что ссылки размещены внизу страницы, то что они отличаются по размеру шрифта, цвету (чаще серые), не соотвествуют по тематике содержанию записи или блога в целом. Это происходит и в результате естественного "старения" контента, если автор блога не следит за ним должным образом. вы удивитесь, но в некоторых блогах процент сохранившихся записей с рекламой 3-4 месячной давности может снижаться до 30%. И об этом Вам не скажет ни блогер, ни контора, в которой Вы заказали рекламу.
Кроме того, для тех кто не посвящён, вес ссылок в блогах Живого Журнала отличается от тех, что размещены на независимых площадках. Наиболее опытные блогеры знают, что структура активной ссылки в блогах другая, по сути это редирект, который снижает её ценность в разы. Именно на это намекает Яндекс, говоря, что ссылки с блогов не учитываются при формировании тИЦ.
Учитывая всё вышесказанное, тенденции рекламного бизнеса в блогосфере изменятся.
Засилие Блогуна пойдёт под снос. Уже не раз высказывал мнение, что это неконкурентоспособная шарашка. За всё время существования моего блога не видел ни одной качественной PR-кампании, проведённой с помощью Блогуна. Чаще всего возникает раздражение и тянет проблеваться. Это же касается и системы монетизации блогов. Блогеры постоянно привлекают рефералов (новых участников) с целью заработка на блоге. Но ни разу (это стоило бы подчеркнуть дважды) не встречал записи, которая бы пояснила преимущества системы и мои выгоды. А ведь это основное правило маркетологов! Зачем мне лезть в говно (извиняюсь за выражение), если я не вижу перспектив? Если я на обычной работе могу зарабатывать в десятки раз больше. И что это за явление вообще? Они хотят погубить нашу молодёжь?
Именно по этим причинам была запущена система минимизации блогов Ебун. Пусть вас не смущает матерное слово и логотип с оранжевой писькой. Он должен сделать этот мир ярче, показать всю ничтожность действующей системы. Возможно именно он станет эталоном качественной рекламы в блогах.
Как будет выстраиваться рекламный бизнес в будущем.
Во-первых, вырастет цена рекламы, и она будет тем выше, чем больше реальная посещаемость блога и его реальный авторитет. К сожалению сейчас оба этих параметра поддаются накрутке. О посещаемости я писал недавно. Учитывая, что запись была заблокирована, это лишний раз свидетельствует о том, что накрутку можно сделать не прибегая к специальным методам. А про авторитетность я вообще молчу - мой блог Искусственный интеллект - яркий пример тому, как можно задрать авторитетность в глазах Яндекса за полгода. Это всё байда, хочу Вам сказать.
Поэтому авторитет оценивать будут по совершенно другим параметрам. А именно по успешно проведённым рекламным акциям. Сформируется пул специалистов, которые и будут оцениваться по опыту предыдущих PR-кампаний. Наверное очевидно, что раз они долгое время шли к увеличению заработка на блоге, то и способность оценить потенциал блога у них выше, чем у "псевдо-экспертов" из сторонних шарашек, многие из котрых до сих пор оценивают качество по количеству комментариев... Не поэтому ли из Блогуна разбегаются специалисты с опытом?
Ещё один момент, почему вырастет цена рекламы - за счёт качества контента (копипаста уже не проканает) и его "одобрение" всеми сторонами - сервисом блогов LiveJournal, поисковыми системами Гугл, Яндекс ну и авторитетами, о которых сказал. Учитывая что все названные стороны находятся в ситуации "холодной войны", то их мнения стоит учитывать. Речь о конкурирующих рекламных системах Google-AdSense и Яндекс-Директ, нелюбви Живого Журнала к ссылкам в записях, да и просто боязнь что где-то проскочит провоцирующий коммерческий или политический пиар. Естественно, все они подстраховываются, избегая лишних поводов словить негатив в свой адрес.
Во-вторых, реклама всё больше будет уходить в сообщества. Сейчас это только-только зарождается, потому что в русскоязычном Живом Журнале нет профессиональных сообществ. Как-то Артемий Лебедев (tema) обронил у себя в блоге, что будуще за тематическими сообществами. Это действительно так. Ведь по сути своей, сообщество - это то место где тусуются целевые аудитории: дизайнеры, любители кино и музыки, врачи, политики, начинающие бизнесмены, просто распиздяи вроде меня...
Это та самая аудитория, которая схавает рекламу на ура - им будет неважно, что это реклама и пиар, потому что это для них любимых в уважаемом ими сообществе. Понимаете?
Естественно, что аудитория таких сообществ будет на порядок меньше, чем, допустим, в США. Но там эта схема уже отработана. Аудитории сообществ - от 30 тыс человек, проходит по 20-50 постов в день, большая часть из которых именно с рекламой, и каждая запись (подчеркну) собирает по 100-500 комментариев. Это действительно так. Но для этого требуется усилия многих человек в течение длительного периода времени. Российская блгосфера к этому ещё не готова.
Есть один пример сообщества, который вынесу в отдельный абзац - Сообщество Дюаристов. При всём уважении к уважаемым людям - это муравейник, куда народ хотят затолкать силком. Ну нет у вас там ничего ценного. Не-ту! Со строны складывается впечатление, что это "притянутое за уши" сообщество, которое хотят выставить как некий эталон. Заумные посты и не менее заумные комментарии. Кто это всё пишет и для кого? Всю прошлую неделю там заправлял Рустем Адагамов (drugoi), было реально интересно. Он рассказывал о ручной работе разных мастеров на все руки и вначале недели предложил читателям рассказать в комментариях о талантах известных им мастеров. Мне было чем поделиться (у меня отец производит камины из фигурного кирпича), отписал коммент. В ответ он предложил рассказать и показать. Я было наловчился, ан нет... Мой блог живёт проектами и экспериментами, они должны завершаться и доводиться до конца. Но за один из них СУП ни сегодня завтра закроет мой блог за то, что поднимаю больные темы. Какие там камины? Это кто-то готов оценить?..
В-третьих, усиление Google. Многие полагают, что это система бесперспективна для ЖЖ и для русскоязычного сегмента. В качестве аргументов приводится то, что блог LiveJournal имеет много ограничений, мешающих его полноценной раскрутке под Google-AdSense. А как вы хотели? Иметь абсолютно нетематический лытдыбристый блог с копипастой, сливать PageRank с помощью Блогуна и Сапы, и что бы он выдавал вам самые дорогие клики? Ну бред, согласитесь. Поэтому, если долго говорить гуглу что я искусственный интеллект, и что слово "сабой" пишется как сАбой, а не собой, то со временем он на самом деле будет думать, что это так и есть. И рано или поздно по-любому появится лазейка для дорогих слов, тенденция к усилению очевидна.
В-четвёртых, командная игра. Здесь какие-либо комментари излишни. Посредники рано или поздно отойдут на второй план. Рекламодатели будут обращаться напрямую к профессионалам своего дела. Это как личный парикмахер или доктор. Он знает, как нужно постричь, знает все ваши болячки. Он сумеет оценить сложность работы и выдать самый ценный совет. Вопрос доверия к команде выйдет на первый план.
Такие обывательские мысли. Тему рекламы развивать вряд ли буду. А вот про маркетинг ещё поговорим.
Критику, замечания, дополнения - в комменты, они будут интересны и мне и всем остальным.
Данная статья проплачена Димкой