История России и ее народа

Oct 20, 2006 11:23

  • Первобытно-общинный строй
  • Феодально-общинный строй
  • Индустриально-общинный строй (капиталистично-общинная и социалистически общинные стадии)
  • Постиндустриально-общинный строй.
Общий знаменатель всего - община, от которой не дают нам избавиться два важных фактора - дураки и дороги, несправедливо называемые нашими бедами
(а ведь дурак - наш ( Read more... )

социум

Leave a comment

Comments 8

melamory_ October 20 2006, 15:57:51 UTC
А вот латыши, как мне кажется, наоборот отличаются высокой приспособляемостью к заданым условиям. Они очень быстро вписываются в социум "новой родины", они когда-то как по маслу вписались в действительность советского союза. А сейчас вполне успешно вписываются в западно-европейскую культуру, в ЕС. Вот только не понятно, зачем при этом кричат об идентичности.
Главное, что я хочу сказать - трудно понять, какой из способов выживания более действенный.

Reply

sabaytis October 23 2006, 10:09:24 UTC
Оба способа были когда-то одинаково хороши. Иное дело теперь, в эпоху информационного потопа что будет с этими способами - неизвестно. А эта приспособляемость - она от географии весьма зависит. ИМХО, разумеется.

Reply

melamory_ October 23 2006, 13:32:36 UTC
Ты имеешь в виду политическую географию или климатическую?

Reply

sabaytis October 24 2006, 07:11:36 UTC
Скорее историко-политическую или даже этнографическую, в которой ареал проживания тоже важен. Возьмем тех же латышей - они находились на периферии большого европейского цивилизационного котла, а а русские как народ складывались в лесах, где открытый доступ между группами был затруднен как отсутствием дорог, так и скрытостью многих групп. Для того, чтобы отсоединиться от остальных проторусским достаточно было уйти поглубже в лес. Разумеется, не один, а с кем-то - иначе пропадешь с концами. Так и формировалось общинное (базирующееся на микросоциуме) мировосприятие русского.
Дико упрощая можно сказать, что русский всегда или почти всегда знает, с кем ему уйти в лес. А если не знает, то стремится узнать. Не настолько хорошо знаю латышей, чтобы говорить о них, но могу говорить (на основании добытых из сети и из книг материалов) о том, что большинство европейских народов эту общинность утратили или утрачивают. У них процесс перемешивания шел более интенсивно.

Reply


azraill October 20 2006, 18:14:41 UTC
Извини конечно, но где сейчас та общинность? Что от нее осталось?
P.S Про дураков и дороги - Одну беду побороть легко - собраться с силами и, наконец, закатать в нормальный асфальт. Но вот что с дорогами-то делать?..

Reply

sabaytis October 23 2006, 10:01:50 UTC
Общиность - осталась как есть. Иное дело, изменились формы ее проявления. В урбанистических условиях общинность проявляется как клановость, преемственность и т.п. вещи в число которых входит устройство на работу "по знакомству" и т.п. Когда я тут недавно слышал по радио опрос, можно ли позволить занять место путина кому-либо из его родственников - я сильно жалел, что не имею возможности получить результаты этого опроса в текстовом виде - там были характернейшие примеры того, что общинное мышление действует на всех уровнях социума.
Общинность видоизменилась, конечно, но до сих пор сохранила свои черты.
А дураки и дороги - это только факторы, благодаря которым мы эту идею общности сохранили.

Reply

azraill October 30 2006, 21:22:52 UTC
Мне же кажется, что многие проблемы современного русского общества имеют корни в том, что в нем как раз отсутствует настоящая клановость, нет того института, перед которым индивид нес бы ответственностьно но и от которого мог расчитывать на помощь, нежели такая востребуется. Государство на роль этой структуры не годится - оно слишком велико. Семья же наоборот, в большей части случаев мала и не может служить контролируюшим органом как раз для тех индивидов, которым такой контроль необходим.

Reply

sabaytis October 31 2006, 07:54:33 UTC
В постиндустриальном мире теоретически вообще отсутствует какая-либо общность, а потому вписать ее, тем паче вот так, сходу, разумеется, не выйдет. Однако есть некое обнадеживающее обстоятельство - в условиях растущего информационного давления увеличивается расслоение общества по интересам, мировосприятию и прочим признакам человек невольно ограничивает основную массу своего общения, помимо рабочего места неким обществом, пусть не старого общинного строя, но неким неообщинным образованием, из которого может вырасти община постиндустриального образца.
А семья... она конечно же атом общинности, но вовсе не обязательно чтобы контроль осуществлялся на уровне социальных атомов.

Reply


Leave a comment

Up