У меня давно уже возникла мысль, что было бы интересно фотографировать свои живописные работы по мере их написания. Мне казалось, что такая серия фотографий для меня была бы ценна не только в так сказать "историческом" смысле (после того, как картина окончена, кто помнит все этапы работы над ней?), но и в образовательном (быть может при просмотре таких фотографий стало бы понятно, где и когда были сделаны ошибки).
Правда потом каждый раз находились тысячи предлогов, чтобы отложить фото сессию, начиная с того, что лень везти фотоаппарат с собой, и заканчивая тем, что в какой-то момент обо всем этом просто нужно вспомнить.
Но все когда-нибудь происходит, и я в конце концов сделала более-менее полную серию фотографий своей работы над копией!
Копия с картины Семирадского "Новая статуя" (или ее еще называют "Открытие памятника"). Правда не знаю насколько мою работу можно назвать копией, я бы сказала, что это "вольное изложение на тему", в основном потому, что найти хорошую репродукцию этой картины оказалось невозможно, а та репродукция, которая у меня была, давала только общее представление о том, что вообще происходит на картине (вот кстати очень печально, что я забыла ее (репродукцию) сфотографировать). Так что все персонажи вымышлены, включая их возраст, цвет, черты лица и детали окружения.
Итак, снимок первый:
После того, как прошло первое впечатление от репродукции ("это что же, мне все САМОЙ придумывать?!") и от размера холста ("да он почти с меня в длину!"), осталось легкое чувство паники, с которым и начался этот этап работы над копией, который можно охарактеризовать фразой: вдохнули, зажмурились, поехали! Конечный результат представлялся далеким и не очень реальным, но по крайней мере из репродукции мне были известны примерные тоновые отношения и общий рисунок, так что я решила для начала избавиться от белого холста и хотя бы очень в общем представить, что темнее, что светлее и что какого цвета.
Снимок второй:
После общей заливки плоскостей чувство растерянности сменилось ощущением типа "нечего терять" и я решила, что ткани и камень - это пожалуй те элементы картины, которые мне более всего понятны, поэтому начала работу с них. Я заложила основные цвета теней, полутеней и "светов" на одеждах и немного уточнила рисунок скульптуры слева.
Кстати говоря, перед началом работы над копией я купила небольшую книгу с неплохими репродукциями картин Семирадского издания Белый Город (среди репродукций тоже не было мне нужной, но было много хороших других), для того, чтобы подсматривать оттуда общий принцип работы над формами и основную гамму).
Потом я вспомнила совет, что камни террасы будут выглядеть убедительнее если задать им не только цвет, но и фактуру, поэтому я, вооружившись мастихином, размазала фузу с палитры толстым неровным слоем по некоторым камням. Меня в данном случае не очень волновал их цвет (хотя конечно был смысл брать цвет близкий к нужному), да и к самим камням я пока не собиралась приступать в ближайшем времени, но сделать это было нужно потому, что за то время, пока я буду прописывать другие части картины, толстый слой краски успеет подсохнуть и тогда можно будет класть цвет камней поверх фактуры (однако до того я таки успела полностью измазаться в этой краске в последующие дни!).
А, ну да, на этом снимке видно, что я уже попыталась поковыряться с лицом сидящей женщины...
Снимок третий:
Не смотря на то, что это всего третья фотография, должна сказать, что времени прошло немало между ней и предыдущей. Проработка лиц и частей тела требует больше времени, чем кажется до того как начнешь их прописывать. Я думаю, что хорошо бы было сделать еще одну фотографию за пару дней до момента этого снимка, но очевидно что это как раз та ситуация, когда полезная мысль просто не пришла в голову вовремя.
Помимо работы над людьми здесь я уже успела заложить основу цвета камней по принципу "от самого темного", немного потрогать горы и небо, поэкспериментировать со статуей Венеры (поэкспериментировать - это как раз то слово, потому что более-менее точного цвета такой статуи найти в книге мне не удалось, а на репродукции в теневых частях она была примерно цвета английской красной) и придумать веер для сидящей дамы (глядя на репродукцию я сначала не поняла, что вообще может значить этот желтый полукруг - ткань? сумка? животное?).
Снимок четвертый:
Между предыдущим и этим снимком у меня опять случился приступ забывчивости и я не отсняла появление нескольких слоев краски на камнях и деревьях, нескольких экспериментов с травой за фигурами и поиски вариантов окраски архитектуры на дальнем плане. В общем то все остальные изменения более-менее очевидны.
Снимок пятый:
Все, что изменилось здесь - это состояние деревьев и травы, это как раз тот случай, когда фотоаппарат вовремя подвернулся под руку.
Ну и наконец:
Вот такая картинка в итоге отправилась заказчику.
На этом этапе я работала в основном над камнями на переднем плане и над солнечными бликами. Ну и какое-то время ушло на "причесывание" и доработку мелочей вроде пальчиков и бликов на волосах.