Статья на aviaport.ru (ссылка ниже). К тексту можно добавить, что в апреле в Толмачево прошли ТО первый для "Сибирь Техник" А321 "Уральских авиалиний" и несколько 737-500/-400 "ЮТэйр".
Курс на сторонних заказчиков
В советское время поддержание летной годности воздушных судов во многом обеспечивалось по территории страны крупными базовыми АТБ. На значительном пространстве Западной Сибири крупнейшей АТБ была база в новосибирском аэропорту "Толмачево". Здесь проводились самые сложные формы техобслуживания Ту-154 и Ил-86. Была освоена безремонтная технология Ту-154. Организации был присвоен статус центра техобслуживания и ремонта (ЦТОиР).
С началом массового поступления на территорию СНГ западной авиационной техники в середине 2000-х годов в Новосибирске началось периодическое обслуживание и лайнеров иностранного производства. Еще до вывода в 2008 году из парка авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines) советской авиатехники ставка была сделана на массовое обслуживание западного воздушного парка.
Сегодня "Сибирь Техник" выглядит весьма инновационно. Кардинально обновлено оборудование и помещения ангара площадью 10 тысяч кв. метров, все чаще звучит английский язык, помолодел и более современно стал выглядеть персонал, все чаще сюда приезжают западные авиационные специалисты, делясь опытом и заключая контракты. Работа по улучшению условий труда дает свои результаты - температура в ангаре зимой не опускается ниже плюс 18 градусов (за исключением случая открытия дверей для ввоза/вывоза самолетов).
О тенденциях поддержания летной годности ВС в России, итогах 2010 года и планах на ближайшее будущее "АвиаПорту" рассказал генеральный директор предприятия Андрей Денисенко.
- Какова сегодня ситуация на российском рынке технических услуг (ТОиР) для западной авиатехники?
- Экономические показатели у самолетов западного производства значительно выше в сравнении с ВС отечественного производства. В конкурентной борьбе авиакомпаний этот фактор явился веским основанием для обновления парка лайнерами зарубежного производства. В 2010 году в России 32 авиакомпании-резидента эксплуатировали более 450 магистральных самолетов западного производства, в том числе 151 Airbus и 243 Boeing.
В настоящее время большинство российских авиакомпаний освоили выполнение оперативного технического обслуживания собственными силами или силами отечественных поставщиков услуг по ТО. А это, по отраслевым оценкам, 80% трудозатрат на поддержание летной годности.
Полностью ТО собственного парка в России выполняют всего несколько авиакомпаний, в том числе, "Сибирь" и "Глобус" - с помощью S7 Engineering в Москве и "Сибирь Техник" в Новосибирске.
Основная причина ухода отечественных авиакомпаний к западным провайдерам вызвана необходимостью крупных инвестиций в собственные технические центры. Так же существует опасение логистических проблем - несвоевременное получение запчастей из-за рубежа. Это может приводить к увеличению простоя ВС на ТО, что соответственно влечет за собой дополнительные затраты оператора ВС.
Задача "Сибирь Техник" в этой ситуации - развитие сервиса, полностью покрывающего потребности заказчика.
Сейчас мы можем предложить обслуживание семейств Airbus A320, Boeing 737 Classic и Next Generation вплоть до IL- и D-Check. Выполнение работ по неразрушающему контролю и ремонту конструкции. Ремонт довольно большого спектра компонентов.
В настоящий момент мы изучаем спрос на периодическое ТО регионального парка, перспективы развития которого обозначаются на всех уровнях. В том числе и в сибирских регионах.
- Если говорить о конкуренции, то с кем сегодня конкурирует "Сибирь Техник" в России?
- Техобслуживание всего российского парка складывается из двух видов: оперативного (Line - обслуживание по приему/отправке ВС и легкие формы) и периодического (Heavy - тяжелые формы, выполняемые через большие промежутки времени).
Основной объем работ по ТО в жизненном цикле ВС приходится на оперативное ТО. В этой части практически в каждом аэропорту организованна и работает сертифицированная служба по техническому обслуживанию. Как правило, полномочия такой службы ограничиваются выполнением линейных форм ТО плюс А-check. В основном это позволяет авиакомпании выполнять операционную деятельность.
На выполнении периодического ТО специализируются всего несколько компаний S7 Engineering, "Аэрофлот", ВАРЗ (Внуково) и мы - "Сибирь Техник".
ВАРЗ исторически нацелен на сторонние компании, так как это авиаремонтный завод в советской терминологии. Сейчас он обслуживает несколько отечественных компаний, но не в полном объеме парка. В частности, это "ЮТэйр" и Sky Express. Остальные перевозчики пользуются услугами зарубежных технических организаций, от Литвы, Узбекистана и Турции до Германии, Франции, Ирландии и Китая.
В течение двух лет мы активно привлекаем заказчиков, тенденция положительная, но в этом направлении нам предстоит еще огромный объем работы. Мы хотим, чтобы работы, которые сейчас выполняются за рубежом, выполняли российские специалисты. Для этого у нас есть и опыт, и современное оборудование, и сертифицированный персонал со знанием английского языка, и главное - у "Сибирь Техник" есть большое желание более широко выйти на данный рынок.
По оперативному обслуживанию ситуация со сторонними партнерами более динамичная. В трех аэропортах страны (Толмачево, Красноярск и Иркутск), имея в каждом из них договоры с разными перевозчиками, мы обеспечиваем выполнение оперативного ТО ВС авиакомпаний "Россия", "Уральские авиалинии", "Владивосток Авиа" и NordWind. Безусловно, мы планируем расширение объемов работы и в этом направлении.
- Как представлена "Сибирь Техник" в регионах?
- Исторически главная база у нас в Новосибирске, здесь же находится второй хаб группы компаний S7. Десять лет действует ЛСТО S7 Airlines в Иркутске. Иркутская ЛСТО, также как и база в "Толмачево", плавно перешла с обслуживания Ту-154 на западную технику и сейчас обеспечивает линейное техобслуживание всех рейсов S7 Airlines и партнеров.
Летом 2010 года мы открыли линейную станцию в "Емельяново" (Красноярск). Это было вызвано увеличением количества рейсов S7 Airlines из этого аэропорта и хорошими возможностями для работы со сторонними партнерами. Сейчас ЛСТО обслуживает до семи рейсов в сутки. Обе станции имеют допуск и опыт работы на всех типах ВС S7 Airlines, кроме А310 в Красноярске. С учетом деятельности "Сибирь Техник" в "Толмачево", сейчас мы обслуживаем до 40 прилетов/вылетов в сутки.
- Поделитесь, пожалуйста, производственными итогами "Сибирь Техник" за прошедший год.
- Если у авиакомпании главные производственные показатели, это количество пассажиров и рейсов, то у нас это нормо-часы и количество выполненных форм ТО. По обоим этим показателям мы существенно превысили результаты 2009 года, по количеству оперативных форм - более чем на 90%, по нормо-часам - на 60%. Выручка предприятия выросла на 36%.
Основное достижение 2010 года - начало выполнения D-Check, самой сложной формы ТО, требующей полной разборки самолета. В ходе выполнения такой формы выявляются дефекты, которые не возможно выявит при оперативном ТО. К примеру, в среднем подлежат замене 100-150 компонентов. Если первая форма в октябре была выполнена за 40 дней, то уже четвертый борт через два месяца был обслужен за 25 дней.
Для выполнения этой формы мы предварительно освоили несколько новых видов неразрушающего контроля, включая термографию - определение количества влаги в композиционных элементах планера. На 100 человек был расширен штат предприятия, благодаря чему мы смогли увеличить количество одновременно обслуживаемой техники на периодических формах с двух до четырех лайнеров. Сейчас у нас занято более 300 специалистов.
Летом серьезная работа была проведена по подготовке производственных помещений к зимнему сезону. Был выполнен ремонт раздвижных ворот ангара, введена в строй новая система отопления, подготовлены технические комнаты для работ инженерно технических бригад. Мы постоянно улучшаем состояние наших производственных помещений.
В целях развития кадрового потенциала на базе "Сибирь Техник" в Толмачево был открыт филиал кафедры техобслуживания факультета летательных аппаратов НГТУ. С текущего учебного года наши специалисты читают лекции и проводят практические работы со студентами, готовя их для будущей работы на предприятии.
В наших планах на 2011 год - общее увеличение эффективности работы, сертификация на проведение периодических форм ТО Boeing 767 и расширение спектра обслуживаемых компонентов ВС в целях удовлетворения спроса наших заказчиков.
Мы вполне оптимистично смотрим в будущее.
_____________________________________________________________________
http://www.aviaport.ru/news/2011/03/29/213014.html Фото: ангар в Толмачево. Зимой тут обслуживалось по пять самолетов одновременно.