Рецензия на фильм "Короче" (Downsizing) 2017

Feb 05, 2018 12:43



Можно вспомнить ворох фильмов про изменение размеров людей и практически всегда это порождало массу забавных ситуаций. Новый фильм с Мэттом Деймоном своими трейлерами обещал весёлую фантастическую комедию, в которой помимо общения уменьшенных людей с обычными была тематика спасения природы от разрушительного влияния человечества. Что же получилось в итоге?


Норвежские учёные не чета британским, но тем не менее совершили своего рода прорыв - они разработали технологию уменьшения органических существ до размера пальца руки. Подобное открытие дало возможность к реализации масштабной программы по решению проблемы перенаселения. Маленький человек занимает меньше места, меньше ест и меньше мусорит, а значит меньше вреда наносит окружающей среде. По всему миру начали открываться города для уменьшенных людей, а сами люди, смогли позволить себе значительно больше - огромные особняки и роскошную жизнь, о которой раньше можно было только мечтать. Герой истории Пол Сафранек (Мэтт Дэймон) вместе со своей женой Одри (Кристен Уиг) живут спокойной и размеренной жизнью, однако бесконечные долги и желание переехать в дом побольше выливаются в решение подвергнуть себя необратимой операции уменьшения. Очнувшись в новом уменьшенном виде, Пол узнаёт, что его жена Одри в последний момент отказалась начинать новую жизнь. Теперь Полу придётся найти своё место в новом уменьшенном мире.


Сценарий фильма развивается вполне неплохо и довольно подробно останавливается на процедуре уменьшения, демонстрируя её проработанные технические особенности. Так, например, людей необходимо начисто выбрить и удалить любые имплантаты, среди которых в основном зубные. Так как все вещи меньше - то и стоят они дешевле, а все деньги уменьшившихся обмениваются по крайне выгодному курсу. Гигантский (по меркам коротышек) особняк, украшения и изысканная еда - можно в полной мере почувствовать себя богачом. Однако того с момента как Пол оказывается в уменьшенном мире без жены, сценарий даёт сбой и начинает демонстрировать зрителю совершенно другое кино. Складывается ощущение, как будто главного сценариста выгнали с тёплого кресла и загнали в комнату со сценарием студентов-первокурсников сценарного факультета. Как в мультфильме "Трое из Простоквашино", каждый из тех студентов подходил к рукописи сценария и дописывал что-то своё. [То лапы ломит, то хвост отваливается!]Сначала Пол совершенно неожидано начинает жить в многоквартирном доме вместо роскошного особняка. Авторы не потрудились объяснить, как он так умудрился скатиться до жизни такой! Условия развода, которые остались за кадром? Затем в жизни Пола появляются эксцентричный сосед сверху Дюсан (Кристоф Вальц), а следом - одноногая вьетнамка Нгок Лан Тран, которые крутят Полом как хотят, а тот даже слова поперёк не говрит. Он складывает ручки-ножки вдоль тела и плывёт безинициативной массой по фантазиям горе-сценаристов. Пол бегает по бедным кварталам маленького мира, помогая изгоям, беженцам и нищим. Меняет скучную работу оператора кол-центра на ещё более унизительную работу уборщиком, обосновывая это чувством вины за сломанный протез вьтнамки. Дальше всё становится ещё хуже - сценаристы приплетают неожиданный конец света и скатываются в хиппи-танцы и коллективные прощания с солнцем. Пол ещё активнее перестаёт проявлять инциативу и мечется между культистами с их бредовыми идеями спасения человечества и реальным миром, который никуда не собирается пропадать на самом деле. Более того в середине всей этой вакханалии, сценаристы вплетают романтическую линию между Полом и одноногой вьетнамкой! Уж не знаю, то ли это отвратительная локализация персонажа со всеми этими истеричными коверканиями языка, то ли неправдоподобная игра актрисы, то ли сочетание этих факторов, но эта романтическая линия выглядит пятым колесом в и без того криво-склееной телеге сюжета. Все сценарные потуги ни к чему не приводят и порождают больше вопросов, чем дают ответов. Следить за всеми открывающимися сюжетными арками и дожидаться финала этого двухчасового винегрета становится откровенно утомительно.


Режиссёр Александр Пэйн ("Небраска", "На обочине") пытался сыграть на контрасте рекламных обещаний и реальной жизни, в которой богатые после процедуры становятся ещё богаче, а бедные остаются бедными. Более того, поднимаются вопросы целесообразности операции и равноправия в этом новом мире. С одной стороны коротышки становятся привилегированной кастой общества, а с другой режиссёр рассказывает, что процедуру используют в некоторых странах в качестве наказания. В определённый момент фильм напоминает "Шоу Трумана", в котором Пол становится регулярным гостем квартала изгоев за пределами главной стены, где жизнь не так радостна и позитивна. Вообще в фильме ощущается нереализованный потенциал, который запороли тотальной расфокусировкой с основной идеи. Во второй половине фильма можно совершенно забыть, что фильм про уменьшение. Взаимодействие с обычными людьми практически полностью прекращается, а вещи из "большого" мира всё реже появляются в кадре. Как результат, основная фишка фильма перестаёт иметь значение - с тем же успехом главный герой мог просто переехать в другую страну.



Любую бредовую историю можно было бы красиво обыграть, однако и здесь у фильма случился прокол. Пол Сафранек в исполнении Мэтта Дэймона ("Отступники", "Идентификация Борна") получился посредственным персонажем. Его даже сложно назвать главным героем. Сценаристы запороли все зацепки, которые можно было бы развить в интересную историю. Отношения с матерью, отношения с женой, отношения с друзьями - всё уходит в никуда и не получает развития. Безынициативный главный герой, который мечется от одного занятия к другому - это не тот архетип, за которым интересно наблюдать, поэтому двухчасовой хронометраж превращается в пытку.
Кристоф Вальц ("Джанго освобожденный", "Бесславные ублюдки") в роли предприимчивого соседа сверху Дюсана Мирковича поначалу кажется интересным персонажем, да и его очаровательная улыбка поддерживает имидж бесконечного обаяния. Однако как и все остальные, он теряется в перипетиях сценарных лабиринтов и не может похвастаться сколько-нибудь интересной судьбой.


Одноногая вьетнамка Нгок Лан Тран, которую сыграла Хонг Чау ("От "А" до "Я", "Как я встретил вашу маму") становится крайне отталкивающим персонажем буквально с первых же кадров своего появления. Отталкивающая начальствующая манера поведения смахивает на синдром вахтёра, а постоянное коверкание фраз только раздражает и любая попытка вызывать симпатию разбивается вдребезги. Прибавить сюда невесть откуда всплывшую романтическую линию и на персонаже смело можно ставить крест.
Кристен Уиг ("Марсианин", "Невероятная жизнь Уолтера Митти") в роли Одри Сафранек выглядела крайне многообещающе в своих скрываемых сомнениях, но авторы вывели её из повествования даже не попытавшись как следует раскрыть.

С технической стороны фильм снят в целом неплохо и хотя огрехи зелёного экрана видны с первых кадров, интересный процесс уменьшения искупает скромные спецэффекты. Но вот запоротый сюжет и плохую актёрскую игру этим не исправить, поэтому лучший совет - отказаться от просмотра этого фильма.


"Короче" получился крайне посредственным и несбалансированным фильмом, который в процессе повествования потерял свою ключевую идею. От картины веет нереализованным потенциалом и разбившимися вдребезги идеями. Запоротый сюжет, куча логических дыр, разбазаривание продолжительного хронометража на странные сценарные ходы делают фильм скучным и затянутым. Актёры вяло отыгрывают роли и не стараются вызвать симпатию зрителя. Как результат фильм совершенно не стоит потраченного на него времени.

К списку всех рецензий

обзор, cinema, кино, movies, downsizing, review, Короче, рецензия

Previous post Next post
Up