Рецензия на фильм "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri) 2017
До России номинанты на Оскар доходят медленно и со скрипом. Если весь мир уже успел посмотреть картину и даже номинировать её на Оскар, это означает, что фильм появится в российском прокате в неопределённый период с января по март, а то и позже. Главный фаворит грядущего Оскара 2018 подоспел на российские экраны в начале февраля, а значит у нас есть шанс с ним ознакомится.
После того, как открыли скоростное шоссе, по небольшой дороге, вдоль которой стоят три билборда, почти перестали ездить машины. Но после того как отчаявшаяся мать Милдред Хэйс (Фрэнсис МакДорманд) решает арендовать билборды, чтобы привлечь внимание к своему горю, ситуация меняется. Более полугода назад Милдред потеряла свою дочь Анджелу. Кто-то изнасиловал и убил её, а следствие не дало результатов и зашло в тупик - схожих следов ДНК не оказалось ни в одной базе данных, так что полиция Эббинга положило дело в долгий ящик. На плакатах Милдред напрямую обратилась к шефу полиции Биллу Уиллогби, требуя ответа. Местные СМИ заинтересовались историей и вскоре на уши поднялся весь город.
Сценарий фильма развивается крайне плавно, но это не означает что он хоть сколько-нибудь предсказуем - нет. С самого начала может показаться, что главная интрига это кто и как убил дочь главной героини, однако фильм совершенно не про это. Сценарий скорее концентрируется на причинах и последствиях, нежели на преступлении и наказании как таковых. Милдред арендует билборды, что усиливает давление на шефа полиции Уиллогби, что вызывает гнев сержанта Диксона и так далее и так далее. Как занимающийся пожар, перепрыгивающий со здания на здание, одно событие порождает другое, а оно, в свою очередь, порождает третье и в, какой-то момент, даже кажется, что за этим можно смотреть бесконечно, однако повествование обрывается на грамотном моменте, сохраняя интригу открытого финала. Прошедшего времени попросту не замечаешь, потому что ты уже проникся симпатией к этим персонажам и достаточно хорошо узнал их.
Мартин МакДона ("Залечь на дно в Брюгге", "Семь психопатов") определённо обладает собственным стилем, который заключается в приземлённой манере повествования, неожиданными сюжетными поворотами и ситуативным юмором, который часто застревает между строк и передаётся скорее полутонами интонационных оттенков и пронзительной мимикой, нежели непосредственно текстом диалогов. Так было и "Залечь на дно в Брюгге", и в "Семи психопатах", но каждая из этих картин заканчивалась излишней бойней. На этот раз МакДона расставил приоритеты и вывел повествование на любопытную открытую концовку, в которой позволил зрителю додумать тот финал, который подходит его личному эмоциональному настроению. В результате фильм ощущается гораздо более взрослым произведением, чем предыдущие работы режиссёра и это не может не радовать.
Фрэнсис МакДорманд ("Что знает Оливия?", "Первобытный страх") в роли Милдред Хэйс - это какой-то космический уровень актёрского мастерства. Одним пронзительным взглядом, полным страдания, она способна сказать больше, чем большинство актрис во время затяжного монолога. Когда речь заходит о внутренних диалогах, МакДорманд смотрится бесподобно - сцены с оленем и тапочками пропитаны такой бесконечной болью, проступающей через ярость, что можно физически почувствовать, как скорбь разъедает её изнутри. Но при этом у МакДорманд получился очень сильный и уверенный в себе персонаж, многие сцены с которой вызовут если не аплодисменты, но как минимум одобрительный смех.
Шериф Билл Уиллогби в исполнении Вуди Харрельсона ("Настоящий детектив", "Семь жизней") - это настолько обидная жертва обстоятельств, что его искренне хочется обнять и пожалеть. У него есть свои положительные и отрицательные стороны, а "большая тайна", которую и так знает весь город лишь добавляет ему очков жалости. И тем не менее ты проникаешься его профессиональной ответственностью, добродушным отцовством и искренней любовью к жене. В какой-то момент он даже становится наставником всем заблудшим душам, который помогает найти свет в беспросветной жизни.
Сэм Рокуэлл ("Луговые собачки", "Семь психопатов"), сыгравший сержанта Джейсона Диксона, часто играет хороших парней, однако в роли полицейского-расиста, который в свои 40 всё ещё живёт с мамой и отличается особой жестокостью по отношению к окружающим, он чудо как хорош. Причём чувство его превосходства наступает постепенно - с момента появления на экране персонаж вызывает стойкое чувство ненависти, однако чем дальше развивается сюжет, тем глубже и проработаннее он становится. Удивительным образом Сэм выглядит старее и толще, чем есть на самом деле и в его образе читаются годы восседания на диване за телевизором и банкой пива в руке. Я искренне удивлюсь, если он не получит Оскар в марте этого года.
Приятно было увидеть Питера Динклэйджа ("Игра престолов", "Лэсси") в образе торговца автомобилями Джеймса, который обеспечивает лёгкую романтическую линию и создаёт несколько поводов искромётного юмора. За взаимными перепалками персонажей просто приятно наблюдать.
Главные герои фильма делятся со зрителем трагичными и в чём-то забавными историями, в которых юмор используется с целью чтобы заглушить трагизм событий, а приятные переливы музыки кантри на фоне пейзажей маленького американского городка лишь дополняют картину. Мартин МакДона определённо вырос над собой и выкатил фильм, который достоин Оскара в этом году, как никакой другой.
"Три билборда на границе Эббинга, Миссури" это, без малого, главный претендент на Оскар в этом году. И есть за что! Мартин МакДона снял трагикомедию в фирменном для себя стиле, но на этот раз умудрился не перегнуть палку и закончить историю великолепным открытым финалом. Получилась камерная личная история нескольких человек небольшого городка, которые удивительно и увлекательно растут над собой. Здесь нет откровенно плохих или хороших персонажей, но есть люди со своей правдой жизни, которые готовы измениться под давлением не самых приятных обстоятельств. МакДона в фирменной манере сочетает тяжёлую драму и ситуационный юмор, который отлично разбавляет не самую веселую историю. Фильм смотрится на одном дыхании, а к героям проникаешься бесконечной симпатией.
К списку всех рецензий