Рецензия на фильм "Дюнкерк" (Dunkirk) 2017

Jul 22, 2017 12:09



Военный фильм про вторую мировую войну. Их много и их не перестанут снимать. Есть люди, которые намеренно смотрят такие фильмы - просто тема нравится или хочется тыкнуть пальцем в ложную трактовку фактов. Я редко смотрю военные фильмы, но в этот раз в качестве режиссёра числится Кристофер Нолан, у которого практически каждый фильм - безоговорочный шедевр. Раньше он снимал в основном фантастические фильмы и закрученные драмы, а теперь вот картина, основанная на реальном историческом событии. Что же из этого вышло?



Куча листовок витает в воздухе. Надпись: "Вы окружены, сдавайтесь" психологически давит на три сотни тысяч солдат выстроившихся на пляже Дюнкерка в ожидании своей очереди на эвакуацию. Немцы приближаются и скоро уже будут здесь. Британским и французским войскам нужно покинуть ветреный пляж, чтобы выжить. Британское командование в лице Черчилля передаёт приказ об организации эвакуации 35 тысяч, а то на пляже в десять раз больше солдат, никого не волнует. И тут-то на помощь приходят гражданские суда - большие и малые яхты, ринувшиеся в сторону Дюнкерка с противоположного берега, чтобы увезти своих солдат.


Для знатоков истории сюжет фильма не будет сюрпризом, а помимо этого каких-то откровений в фильме нет и в помине. И это для кого-то будет главным разочарованием, однако тут надо понимать главное - режиссёр фильма Кристофер Нолан ("Начало", "Помни") взял историческое событие и очень достойно его рассказал, не утаив никаких мозговыворачивающих деталей. За хитрыми сюжетными хитросплетениями и неожиданными поворотами нужно обращаться к перу его брата - Джонатана Нолана, у которого последняя работа - это сериал "Мир Дикого Запада". Для Кристофера Нолана этот фильм первая попытка обработки исторического события и в плане сюжета изначально не стоит рассчитывать на многое.

Фабула фильма предельна ясна, а вот с личными историями режиссёр тоже решил не церемониться. Повествование ведётся с трёх точек зрения - на пляже у мола молодой британский солдат всеми правдами-неправдами хочет покинуть опасный пляж; в море с британского берега престарелый капитан не дожидается, когда военные реквизируют у него маленький кораблик, и самостоятельно отправляется в сторону Дюнкерка, чтобы спасти побольше британских солдат; в воздухе эскадрилья британских истребителей патрулирует окрестности пляжа, обеспечивая безопасность эвакуации. Вроде как все составляющие на месте, но нас сознательно ограждают от детального раскрытия персонажей. За весь фильм персонажи редко изъявляют желание раскрыть душу и поделиться пронзительными подробностями своего прошлого - разговаривают здесь строго и по делу, никакой возни или лишней информации. Вместо этого каждый герой познаётся скорее по совершаемым им поступкам, понимающим взглядам и вспышкам паники в глазах перед лицом опасности. Любителям глубокого раскрытия персонажей этого может не хватить.


Зато как же круто всё это подаётся. Кристофер Нолан выстроил двухчасовой фильм так, что интерес к происходящим событиям не угасает ни на секунду. Три сюжетные ветки разняться не только по месту действия, но и по времени. Нолан очерчивает временную линию и ставит на ней крестик - здесь на пляж придут немцы. События на самом пляже стартуют за неделю до прихода немцев, старик-капитан отплывает на своём судне за день до прихода немцев, наконец горстка самолётов кружит над водной гладью за час до прихода немцев. А дальше в дело вступает гениальный монтаж, в котором разбросанные по временной линии события чередуются и умудряются показывать одни и те же сцены с разных ракурсов. В один момент пилот самолёта пролетает над тонущим буксиром, из которого один за одним выпрыгивают солдаты и плывут через нефтяное пятно, и только спустя 15-20 минут режиссёр объясняет откуда взялся буксир, солдаты в нём и нефтяное пятно. Собственно, такая манера повествования Нолану не в новинку. Умение играть с временной шкалой он продемонстрировал ещё в "Мементо" 2000 года. Когда все элементы временной мозаики складываются в общую картину, от происходящего натурально захватывает дух. Это Кристофер Нолан, дамы и господа, в двухчасовом марафоне нон-стоп, и за это его и стоит ценить.

В фильме много молодых актёров, которых и по именам-то не называют. Оно и понятно, это не герои, отстоявшие ключевой рубеж или переломившие ход сражения. Это пушечное мясо, которое поджав хвост, обманывая своих же сотоварищей пытается спасти свою собственную шкуру и оказаться подальше от местного ада.


Яркий пример - персонаж Киллиана Мёрфи ("Начало", "Острые козырьки"), которого подбирает капитан лодки. Пережитые им события оставляют на нём глубокую психологическую рану, которая мало того, что не скоро закроется, да к тому же способна причинить вред окружающим. Киллиан отлично справился со своей ролью - его персонажа искренне хочется ненавидеть.
Сам капитан в исполнении Марка Райлэнса ("Шпионский мост", "Большой и добрый великан") получился сугубо положительным персонажем. Как раз-таки он ставится режиссёром как образец смелости, отваги и самоотдачи.
Такие же чувства вызывает пилот истребителя, которого сыграл Том Харди ("Начало", "Воин"). Его скованные движения в кабине пилота ловишь как глоток свежего воздуха - с минимумом реплик он оставляет позади всех остальных персонажей по уровню симпатии. И о его судьбе переживаешь больше всего.

Кристофер Нолан не использовал в своём фильме компьютерную графику от слова вообще. Сплошь натуральные съёмки и реквизит, и всё это на 70-мм плёнку с ярко-выраженным олдскульным зерном. Есть в такой манере съёмок что-то тёплое, ламповое, от чего картинкой натурально любуешься. За это стоит, кстати, поблагодарить бессменного оператора Хойте Ван Хойтема. Съёмки воздушных боёв, догфайтов, захватывают прямо до мурашек - настолько динамично и красиво они сняты, что виражи истребителя чувствуешь, как будто сам летишь в нём.
Не подвела и музыкальная составляющая - оно и понятно. За неё отвечал композитор Ханс Циммер ("Начало", "Гладиатор") и с его подачи музыка лишь способствует созданию напряжения. Он взял за основу большинства композиций тиканье часов, и на его основе создал композиции, которые давят на зрителя чуть ли не физически. В фильме про войну получилось крайне мало самой войны, немецкие войска практически не появляются в кадре (самолёты не в счёт), поэтому главным врагом героев фильма становится время, которое ускользает сквозь пальцы как песок на том пляже, где застряли триста сотен тысяч солдат. И музыка лишь подчёркивает эту мысль.


Дюнкеркская операция - это не самое значимое событие в истории второй мировой войны, но тем не менее её положительный результат можно записать в плюс действий союзников. Российскому же зрителю в какой-то мере будет неприятно видеть солдат, которые отчаянно сбегают с поля боя, чтобы спасти свою жизнь. Собственно, Нолан и не стремится облагородить эвакуирующихся - молодые люди, покинувшие пляж, боятся взглянуть гражданским в глаза. "Нас будут ненавидеть.", "Мы ведь ничего не сделали. Только выжили." говорит один из них и в этом есть своя правда. С другой стороны, в фильме есть герои - такие, которые рискуя жизнью до последнего шли вперёд, несмотря ни на что. Это фильм не про войну и не про героизм, но про стремление к ним.

От "Дюнкерка" не стоит ожидать потрясающего воображение сюжета, потому что в написании сценария Джонатан Нолан не принимал участие. Зато режиссёрский гений Кристофера Нолана развернулся на полную. Простая, незатейливая и даже немного мерзкая история бесславного отступления союзных войск британской и французской армий во славу спасения собственных жизней подаётся с трех точек зрения в безумной карусели времени под нагнетающую атмосферу тиканья часов. Именно шикарная подача материала вытягивает весь фильм. Здесь мало диалогов, мало войны, но того что остаётся удивительным образом хватает на два часа захватывающего зрелища.

К списку всех рецензий

Кристофер Нолан, дюнкерк, dunkirk, обзор, cinema, кино, movies, review, рецензия

Previous post Next post
Up