Ностальгия - забавная вещь и раз уж далёкое детство прошло под аккомпанемент мультфильмов про сине-красного героя, пускающего паутину из рук, то волей-неволей идёшь на премьеру нового кинокомикса про дружелюбного соседа Человека-паука. Это уже третий перезапуск франшизы и после довольно успешного дебюта новой версии Паучка в фильме "Первый мститель: Противостояние" в выходе полнометражной картины не было сомнений. "Человек-паук: Возвращение домой" наконец стартовал в кинотеатрах, но стоит ли его смотреть?
Прежде чем окунуть зрителя в центральный сюжет, фильм освежает воспоминания о паре предыдущих картин. В первую очередь это самые первые "Мстители", в финале которых над Нью-Йорком разверзлись небеса и ворох злобных пришельцев терроризировал мегаполис, а сборная солянка супергероев крушила их направо и налево. После массового сражения по всему городу разбросало горы инопланетного хлама, прибрать который подрядилась мелкая контора во главе с Эдрианом Тумсом (Майкл Китон). Правда их довольно быстро оставляет не удел компания Тони Старка (Роберт Дауни мл.), который из добрых побуждений берёт устранение последствий действий Мстителей на себя. Второй взгляд на уже произошедшие события подаётся через маленькое окошко телефона Питера Паркера (Том Холланд), которого Тони Старк добровольно записал в помощники Мстителей. Питер в маленьком окошке телефона эмоционально делится впечатлениями до и после ключевой схватки "Противостояния".
А дальше уже начинается основной сюжет, где Питер Паркер возвращается в школу и целые дни проводит в томительном ожидании следующего задания от Мстителей. Идут дни, недели, месяцы, но ничего не меняется. Питер начинает действовать сам - то парня, угнавшего велосипед, остановит, то старушке поможет дорогу перейти. Юношеский максимализм жаждет большего, и он сознательно нарывается на одну неприятность за другой, из-за чего, к слову, страдает учёба и отношения с одноклассниками. В неуёмном желании доказать свою состоятельность как героя, Питер натыкается на странное оружие, которое приводит его к Эдриану Тумсу, регулярно рассекающему на реактивном ранце с крыльями под псевдонимом "Стервятник", прямая схватка с которым может оказаться для него последней.
Не сказать, что сюжет поражает воображение необычными поворотами или изобретательностью диалогов, но подаётся он крайне бодро и не проседает ни на секунду. Всё - благодаря фирменному марвеловскому юмору, который здесь достиг каких-то космических масштабов. Нет, это не какой-то гениальный, тонкий британский стёб и не пошлая американская комедия - юмор в вагоне и маленькой тележке непостижимых деталей, которые замечаешь осколками сознания в общем потоке сюжетного поезда, но которые, тем не менее, формируют законченное произведение. Диалоги вышли крайне живыми и натуральными. Если школьники и порят чушь, то они делают это правильно - по-школьному. Каждый второй взрослый в фильме старается проявить заботу о юноше с бурлящей кровью - и у каждого - свой подход. Злодеи здесь не угрюмые и даже могут улыбаться хитрой ухмылкой.
Самое главное, что воспримут в штыки истинные фанаты Человека-паука, так это значительный откос от канона. Здесь не будет истории о дяде Бэне и его классической фразе "Большая сила - большая ответственность", тётя Мэй здесь знойная женщина за 45, Флэш - не тупой качок, а капитан команды, которая поедет на школьную викторину в столицу. В фильме нет ни одного ключевого злодея серии - все Гоблины, доктора Осьминоги, доктора Ящеры и другие электрические и песчаные недруги остались в прошлых перезапусках. Только ярые фанаты откопают в уголках памяти имя Мака Гаргана, который в последствии должен стать Скорпионом. Похожая ситуация и с девушками. В нынешней интерпретации Питер сохнет по темнокожей худощавой однокласснице Лиз, а классических Мэри Джейн и Гвэн Стейси и рядом нет, впрочем, опять же - внимательные фанаты услышат нужные буквы в обрывке случайной фразы.
Как и многие другие детали всплывают совершенно неожиданно в отголосках мимолётных диалогов - вроде ничего не значащая чушь, но при этом то тут, то там всплывут отсылки к правильным вещам и персонажам. Оно и понятно - нельзя просто так взять и перезапустить франшизу, нельзя показывать одно и то же зрителям три раза подряд. Режиссёр Джон Уоттс ("Полицейская тачка", "Клоун") со сворой сценаристов поступили единственно-правильным образом. Они подготовили благодатный плацдарм для дальнейшего развития героя. Умение марвеловских сценаристов тащить мета-сюжет в обрывках случайных фраз и послетитровых сцен, кажется, достигло своего апогея, и фанаты кинокомиксов только выигрывают от этого.
Мало написать живые диалоги - важно то, как их отыгрывают актёры, и тут у фильма тоже все хорошо. Том Холланд ("Невозможное", "Затерянный город Z") в роли Питера Паркера (он же Человек-паук) теперь официально - лучший Человек-паук по моему мнению. Том отыграл свою роль с каким-то нечеловеческим рвением и неугасающим блеском в глазах. Он по-школьному неуклюжий и неопытный, что выгодно отличает его от других марвеловских супергероев. Именно его наигранная незрелость формирует львиную долю шарма и не даёт оторваться от экрана.
Майклу Китону ("Бёрдмэн", "Битлджус") сыгравшего Эдриана Тумса дико везёт на крылатых персонажей - он был и Бэтменом, и Бёрдмэном, а теперь вот распахивает стальные крылья и именует себя Стервятником. Его персонаж получился неожиданно положительным злодеем - такому даже не стыдно переживать, а уж харизмы Майкла с лихвой хватает чтобы выдать одну из лучших поездок в машине за весь фильм.
Роберт Дауни мл. ("Железный человек", "Впритык"), который вновь сыграл Тони Старка, получил гораздо меньше экранного времени, чем я предполагал, и это даже хорошо. Появляясь в кадре актёр с такой силой перетягивает на себя внимание, что за чем-то другим следить уже становится сложно.
Из персонажей второго плана неожиданно запомнился Мартин Старр ("Кремниевая долина", "Герой"), сыгравший преподавателя мистера Харрингтона. Возможно здесь сыграло его участие в сериале "Кремниевая долина" (Она Кремниевая, а не силиконовая!), где он сыграл компьютерщика-сатаниста, и его образ преподавателя в фильме настолько контрастировал с его предыдущей работой, что каждое его появление в кадре не могло не вызвать улыбку.
Совсем эпизодическую роль получил Майкл Мэндо, знакомый геймерам по роли Вааса из видеоигры FarCry 3 ("Я уже говорил тебе, что такое безумие?") - здесь он сыграл бандита Мака Гаргана, который определённо появится в следующих фильмах франшизы.
К картинке придираться не получится при всём желании - графика, созданная профессионалами своего дела, набившими руку на нескольких десятков фильмов, смотрится потрясающе - эффектные ракурсы с массой деталей и бесконечно реалистичное отображение нереалистичных предметов. Загляденье, да и только. Радует, что создатели не стали гнаться за масштабом и действие практически не выбирается из полу-сельской местности. Паучку, конечно, там особо не пораскачиваться на паутинке, и это создаёт ворох забавных ситуаций. С другой стороны, ярые фанаты канона будут недовольны отсутствием размашистых полётов среди небоскрёбов - в другой раз, ребята, в другой раз.
Саундтрек подобрали приятный, но довольно проходной. Свежая аранжировка классической темы Человека-паука и пара лицензированных песен ещё способны какое-то время задержаться в голове, но в остальном это стандартный набор композиций с претензией на пафос, которые мгновенно забываются.
"Человек-паук: Возвращение домой" определённо не претендует на лавры самого драматичного или серьёзного фильма Marvel. За этим нужно идти к "Логану". Свежая версия Человека-паука щеголяет роскошной картинкой, бодрым повествованием, отличным актёрским составом и ненапряжным сюжетом - по большому счёту, это всё что надо от летнего блокбастера. В рамках выбранного курса на школьную тематику авторы отрабатывают программу на все 100% и ещё сверху накидывают с горкой. Ярые адепты оригинальных историй будут возмущаться от вороха мелких изменений, но, по правде говоря, это уже третий перезапуск (Третий, КАРЛ) франшизы и ему нужно что-то менять, а не отрабатывать обязательную программу. И "Человек-паук: Возвращение домой" с этим справляется!
К списку всех рецензий