Рецензия на "Призрак в доспехах" (Ghost in the Shell) 2017

Apr 03, 2017 14:32



Что не говори, живём мы в эпоху сиквелов и ремейков. Оно и понятно - киноиндустрия - это крупный бизнес, в котором цена ошибки слишком высока. Поэтому студии предпочитают не рисковать - они берут культовые продукты прошлого века и снимают их со всей мощью современной компьютерной графики. На этот раз под прицел попал аниме-фильм 1995 года "Призрак в доспехах", который считается культовым в вопросах человечности в футуристическом мире киберпанка, аугментаций, компьютерных сетей и искусственного интеллекта. Что же осталось в новом фильме от оригинала?




Будущее наступило - гигантские цветные анимированные рекламные голограммы висят в воздухе, по улицам ездят футуристические автомобили, а каждый человек может заменить себе любой орган на его кибернетический аналог. Добро пожаловать в киберпанк! Главная героиня приходит в себя в больнице, где ей сообщают, что её чудом спасли после ужасной катастрофы, но из-за полученных травм её тело пришлось заменить на искусственное. Теперь Мира Киллиан - первый киборг с полностью синтетическим телом, но с человеческим мозгом внутри. Этакий "призрак в доспехах". Она заступает на службу в оперативную контртеррористическую группу "Девятый отдел", которая занимается отловом киберпреступников. Один из таких как раз развернул масштабную деятельность - уничтожает одного за другим высокопоставленных сотрудников компании Hanka Robotics, перед этим взламывая их модифицированные мозги. Майору Мире Киллиан и её коллегам предстоит найти таинственного хакера Кудза и остановить. Ситуация осложняется тем, что Мира периодически галлюцинирует и пытается разобраться в своём прошлом.


Предыдущая работа режиссёра Руперта Сандерса, сказочный боевик "Белоснежка и охотник", была крайне посредственным, вялым и серым зрелищем. В новом фильме режиссёр реабилитировался - к постановке сложно придраться. Стилистически фильм полностью заимствовал идеи оригинала. Футуристический город с массой пластика, бетона и стекла соседствует с мрачной плотной застройкой бедных кварталов, где маленькие квартирки наставлены одна на другую в хаотическом ужасающем великолепии. В богатых кварталах во всех уголках воздушного пространства висят анимированные голограммы, рекламирующие всё подряд. Атмосфера киберпанка рисуется точечными росчерками - модное больничное кресло с автоматизированными конечностями, на манер 3D-принтера накладывающие куски ткани на пациентов, контрастирует с подпольными грязными комнатами, где человеку могут оставить грубую реплику человеческой челюсти, из-за которой тот теряет человеческий облик. Интересной в визуальном плане получилась сцена подключения главной героини к мозгу взломанного робота. Использованный термин "погружение" довольно точно описывает процесс, в котором героиня как будто ныряет в чужое сознание и путешествует среди образов воспоминаний. В целом, в визуальном плане фильм получился ярким и запоминающимся. Авторам удалось создать образ пугающего неуютного будущего, где зловещие корпорации решают в своих застенках будущее человечества, формируя зависимость от их технологий.
Автор оригинальной манги Масамунэ Сиро принял участие в создании фильма, поэтому история получилась достаточно цельной и связной. Однако диалоги вышли немного скучными и прямолинейными. Персонажи практически не пускаются в продолжительные диалоги, как это было в аниме, а больше перекидываются штампованными фразами.


Главную героиню Майора Миру Киллиан сыграла Скарлетт Йоханссон (“Мстители”, “Остров”) - когда только появилась информация о её участии, ярые фанаты оригинала очень сильно возмутились, что героиню азиатского происхождения будет играть актриса с европейской внешностью. Впрочем, на деле оказалось, что такое решение имеет под собой сюжетную подоплёку, поэтому поводов возмущаться по факту нет. Йоханссон отлично справилась с ролью киборга - практически весь фильм она ходит с нейтральным выражением лица, что, опять же, объяснено сюжетно, так как героиня чувствует себя чужой и не принадлежащей этому миру. И как раз ближе к финалу она познаёт самоё себя и проявляет эмоции.
Прекрасным персонажем получился Бату, в исполнении Йохана Филипа Асбека (“Правительство”, “Мистериум”). Авторы хорошо справились с задачей раскрытия персонажа - в фильме Бату можно увидеть до операции на глаза, после которой он получил свой фирменный облик. К тому же высокий Йохан (1.83м) смотрится гигантом рядом с миниатюрной Скарлетт без дополнительных спецэффектов.


Главу начальника 9-го отдела Арамаки исполнил Такеши Китано (“Затоiчи”, “Брат якудзы”). Пожилой японец настолько органично смотрится, что его реплики даже решили не локализовать. Это единственный персонаж, разговаривающий на японском, но это не мешает всем окружающим его понимать. Персонаж получился крайне харизматичным и запоминающимся.
Чего не скажешь о антагонистах - таинственный Кудза получился довольно плоским персонажем, но в его защиту можно сказать, что для этого есть сюжетные предпосылки. Истинный враг скрывается в недрах зловещих корпораций, что, на самом деле, вполне в духе киберпанка.


От сравнений с оригинальным аниме никуда не скрыться. Стилистически это практически та же самая история, однако если копать глубже, здесь больше самобытности и упрощений. Оригинал заигрывал с тематикой искусственного интеллекта и поднимал философские вопросы что есть человек, душа, сознание, личность. Персонажи вели продолжительные беседы на эти темы и высказывали любопытные точки зрения. Нынешний фильм больше концентрируется на личном опыте главной героини и её поисках ответов на вопросы о своём прошлом. Авторы лишь вскользь затрагивают тему играющих в богов людей, но о полноценном раскрытии речи не идёт. За бортом остались некоторые персонажи, но это объяснимо тем, что история сама по себе претерпела изменения. Таинственный Кудза, за которым гоняется Майор - это всё-таки не Кукловод из оригинала, поэтому история развивается и заканчивается иначе.
Зато в визуальном плане многие сцены пересняты чуть ли не покадрово - создание кибернетического тела главной героини, прыжок с небоскрёба в оптическом маскировочном костюме, погоня и драка с мусорщиком, сцена на рыбацкой лодке, разборка с паукообразным роботом. Зрителям, пропустившим оригинал будет значительно проще - их ожидает стройная и в целом логичная история, которая не содержит глубоких откровений, но может похвастаться динамичной подачей. Критических нестыковок в нём нет, как, впрочем, и пищи для размышлений. Фанаты оригинальной манги и аниме рискуют впасть в бездну бесконечных сравнений и со слюной у рта доказывать несостоятельность картины. На деле мы имеем два самостоятельных продукта, каждый со своим смыслом и историей. Экранизация 2017 года - это более массовый продукт, рассчитанный на широкую аудиторию, которая порой далека от философских размышлений. Плохо ли это? Вряд ли, ведь фильм может обеспечить приятное времяпрепровождение в чудесной киберпанк стилистике, которая последние пару лет снова стремительно набирает популярность.

"Призрак в доспехах" это неплохой футуристический боевик с приятной картинкой. Фанаты оригинального аниме будут брюзжать и возмущаться переиначиванием концепции и смещением приоритетов. С другой стороны, если бы различий не было, те же люди возмущались, что киноиндустрия нахально паразитирует на идеях 22-хлетней давности. Всегда найдутся те, кто будет недоволен. "Призрак в доспехах" 2017 года получился более массовым и ярким, акценты смещены на личные истории персонажей и их переживания. Отличный актёрский состав и атмосфера киберпанка дают дополнительные баллы. Шедевра на годы вперёд не вышло, но разок глянуть можно.


К списку всех рецензий

обзор, cinema, кино, movies, ghost in the shell, призрак в доспехах, review, рецензия

Previous post Next post
Up