Рецензия на "Живое" (Life) 2017

Mar 27, 2017 13:21



В то время, как Ридли Скотт с переменным успехом в старческом маразме раз за разом переснимает своего чужого, на экраны выкатывается альтернативное мнение на ту же тему с коротким неброским названием "Живое". Что же из этого вышло - бессовестная калька или же самостоятельное произведение?




Недалёкое будущее, интернациональный экипаж МКС замер в ожидании шаттла с Марса, летящего в сторону Земли с образцом грунта, в котором марсоход распознал признаки живого организма. Шаттл немного отклонился от курса, поэтому его придётся буквально ловить механической рукой, как муху в полёте. В конечном итоге образец грунта оказывается на станции и выделенный образец одноклеточного организма подвергается всестороннему изучению. Создав благоприятную среду, учёным удаётся разбудить клетку, которая стремительно начинает расти и проявлять признаки разума. Существу дают имя Келвин и тыкают в него пальцами и электрошокером для блага науки, но тому это не нравится, и он приступает к агрессивным действиям, угрожая жизням экипажа МКС, да и Земли.

Режиссёр Даниэль Эспиноса ("Код доступа "Кейптаун", "Шальные деньги") до этого момента снимал крайне проходные и невыразительные фильмы. Проходные сюжеты, логические дыры и другие проблемы приводили к желанию перестать смотреть ещё на середине. "Живое" получился неожиданным антиподом его предыдущих работ. Взяв за основу древний сюжет "Чужого", где экипаж космического корабля сталкивается с инопланетной агрессивной формой жизни, создатели совместили его с концепцией оскароносной "Гравитации". Стоит отметить, что в фильме более чем полностью отсутствуют новаторские идеи в повествовании, операторской работе или сюжетных поворотах. Картина вторична до мозга костей, но то, с каким тщанием и старательностью она выстраивается, заставляет следить за событиями не отрываясь. Замкнутое пространство МКС успешно передаёт чувство клаустрофобии и оторванности от остального мира. Экипаж МКС может рассчитывать только на себя и помощи с Земли ждать практически не приходится. Это приводит к камерным и напряжённым ситуациям, в которых каждый выполняет отведённую функцию и убедительно отрабатывает свой типаж.
Стоит похвалить операторскую работу Шеймаса МакГарви ("Мстители", "Расплата"), который явно равнялся на Эммануэля Любецки в "Гравитации". Замкнутое пространство невесомости дало выразительную свободу перемещения, вылившуюся в затяжные ракурсы, облетающие отсеки МКС, не стесняясь демонстрировать персонажей даже вверх ногами. Ко второй половине фильма, правда, Шеймас перестаёт пользоваться этим приёмом, переключая внимание на напряженную обстановку, в которой оказываются персонажи. Неудачным решением тут можно назвать пару эпизодов перемещения Келвина "от первого лица", которое слабо стыкуется с ранее озвученной мыслью, что каждая клетка существа - это и нервная, и мышечная, и глазная клетка. В остальном это удачные ракурсы и приятная картинка с видами Земли из космоса.



Замкнутое пространство МКС создаёт идеальные условия для раскрытия характеров немногочисленного экипажа и камерной истории выживания. Актёры постарались выжать максимум из крупных планов, но с раскрытием характеров немного не докрутили. Одним героям действительно выделяют время рассказать какую-нибудь личную историю из прошлого, другим же такой возможности почему-то не дают, поэтому около половины экипажа так и останется статичной жертвой обстоятельств - без прошлого и будущего. Радует, что работники международной космической станции действительно предстают перед зрителем интернациональным экипажем - есть американцы, европейцы, японец и даже представитель России - это командир Екатерина Головкина в исполнении Ольги Дыховичной (“Деньги”, “Портрет в сумерках”).
Джейк Джилленхол (“Исходный код”, “Патруль”) сыграл пилота Дэвида Джордана, который провёл на станции больше всех времени и не спешит возвращаться на Землю. Ему нравится дышать воздухом из системы жизнеобеспечения и слушать мерный гул МКС, наслаждаясь прекрасными видами на планету из космоса. Он один из немногих, кому действительно нравится находится в замкнутом пространстве МКС, вплоть до момента, когда выросший марсианин Келвин становится реальной угрозой.
Ребекка Фергюсон (“Девушка в поезде”, “Белая королева”) исполнила роль техника безопасности Миранды Норф - человека, на которого легла ответственность за выстраивание многоступенчатой защиты против внеземного организма. Наблюдать за разрушением возведённых барьеров, как физических, так и эмоциональных - отдельное удовольствие.


Пару слов о пришельце - авторам получилось создать визуально любопытное существо. Поначалу оно даже вызывает симпатию - этакое миловидное растение в чашке Петри. Дальнейшая его эволюция вызывает скорее вопросы о его среде обитания и способе перемещения, впрочем, в рамках космического триллера, Келвин прекрасно чувствует себя в невесомости и способен вызвать ужас опасности. Да - сам по себе он не страшный - ни клыков, ни когтей, лишь гибкая осьминогоподобная оболочка, которая перемещается быстро и бесшумно - но это по-своему хорошо - глядишь на такую субстанцию и никогда не знаешь, что от неё ждать. Это пугает сильнее, чем любая форма Чужого в одноимённом фильме.


"Живое" это хорошее воплощение бывших в употреблении идей. Любопытный сплав "Чужого" и "Гравитации" умудряется удерживать интерес к происходящему до самого конца, одаривая зрителя великолепной концовкой. Отличная актёрская игра обеспечивает неуютное чувство клаустрофобии в компании жуткого инопланетного организма. Здесь мало нового, но все старые идеи подогнаны друг другу, как шестерёнки в часах, и время за просмотром фильма пролетает незаметно. Это достойный представитель жанра, который стоит того, чтобы его посмотреть.

живое, обзор, cinema, life, кино, movies, review, рецензия

Previous post Next post
Up