Смерть в компьютерной игре - это наказание. Наказание за ошибку. Оставим в покое старые игры 80-х, когда игры делали сложными только для того, чтобы их дольше проходили. Современные игры размягчили восприятие смерти в игре. Здоровье восстанавливается само собой, если отсидеться в укрытии. Потому и стал популярен Dark Souls и Bloodborne - в них игрока не жалели. В играх ценился навык игры. Умение филигранно пользоваться выданными возможностями, чтобы преодолевать возникшие трудности. Такие игры заставляют страдать. В этих играх ты прокачиваешь себя, нежели персонажа игры. Ты изучаешь игру, узнаешь на что способны враги и чем опасно окружение. Титульная N++ - одна из таких игр, но это не экшен, не РПГ. Это минималистичный платформер.
Своими корнями N++ уходит в 2004 год, когда маленькая команда из двух человек основали компанию Metanet Software и выпустили игру с незамысловатым названием N. Да, вот так просто - одна буква - это и есть название игры.
Сделанная на флэше игра представляла векторного персонажа - ниндзю (палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек), способного прыгать по одно-экранному уровню, где нужно было открыть дверь и добраться до нее. В 2008 году игру улучшили, и выпустили на консолях Nintendo DS, XBox 360 и PlayStation Portable, поменяв название на N+. И вот в конце 2015 года вышла самая свежая версия хардкорного платформера под названием N++.
Концептуально игра совершенно не изменилась. Всё также векторный главный герой - ниндзя, может высоко прыгать и быстро бегать. Он может отталкиваться от стен и скользить по ним вниз. Каждый уровень занимает один экран, т.е. виден сразу весь уровень - вот стартовая точка, вот кнопка открывания двери, вот дверь. Нажал кнопку, зашел в дверь, но до чего же это порой бывает сложно! Ключевое понятие игры - это импульс. Разгоняясь, ниндзя набирает импульс, благодаря чему может быстрее бежать и выше прыгать. Но при высокой скорости, контролировать героя сложнее, а упав с высоты ниндзя разбивается. В дребезги. Перезапуск. Каждый уровень - это открытая площадка с ловушками, минами, лазерами, ракетами, электрическими приспоблениями и другими смертельно-опасными предметами. Смерть здесь наступает быстро. Один удар - умер. Одно падение - умер. Одно попадание выстрела ракеты - умер. Одно касание мины - ну вы поняли. В общем 45 минут мне потребовалось чтобы умереть 100 раз. Через 6 часов активной игры счетчик смертей оповестил о достижении тысячной отметки. Не сказать, что игра сложная, она очень сложная. Здесь можно умереть за секунду с начала уровня. Не каждый уровень подойдет - где-то придется просто подождать. Ниндзя крайне ограничен во времени. Полоска вверху экрана отсчитывает 2 минуты до смерти. Закончится время - умер. Но есть золотые слитки, разбросанные по уровню, собирание которых восстанавливает пару секунд оставшегося времени. Чем больше слитков соберешь прежде чем войти в дверь на уровне, тем с большим запасом времени начнешь следующий этап. Уровни объединены в 5 этапов и с каждым этапом собрать все слитки все сложнее. В этом-то и кроется основной критерий сложности - пройти уровень сложно, но можно; а вот задача собрать все слитки и пройти уровень часто балансирует где-то между "Нереально" и "Это физически невозможно!". Сюда же привязывается таблица рекордов, сотни цветовых схем, разблокируемых за счет прохождения, кооперативные миссии и пользовательский контент.
Визуально, игра великолепна. Она - торжество минимализма и стиля. Как я уже говорил, каждый этап - это один экран. Никаких скрытых проходов, дверей. Здесь нет ничего лишнего. Игра предлагает погрузиться в густую эссенцию хардкорного платформера. Super Meat Boy по сравнению с N++ - яркая, сложная, насыщенная игра. Но даже она - проще N++ в геймплейном отношении. В N++ нет вообще ничего, кроме самого геймплея. Нет сюжета, роликов, диалогов. Только ниндзя, кнопка, дверь и слитки золота. И сотни видов ловушек, и миллион их комбинаций. По сравнению с предыдущими версиями, N++ предлагает сотню цветовых схем и несколько десятков ненавязчивых композиций электроники, которые можно комбинировать в любых сочетаниях.
Отдельно стоит выделить кооператив. Игра предлагает проходить отдельную линейку уровней в кампании из 3х друзей. При этом, уровни построены на манер головоломки, где сначала предстоит понять, как проходить уровень, а потом претворить план в жизнь, причем часто бывает, что нужно пожертвовать одним из персонажей.
Наконец, вместе с самой игрой идет внушительный редактор карт. Если не хватило той тысячи уровней, созданных разработчиками, всегда можно сделать свой собственный - простой, сложный, лабиринтообразный или прямой как рельса. Фантазия ничем не ограничивается, кроме как возможностями самой игры.
Обидно, что яркий, концентрированный платформер провалился в продаже, тем не менее - N++ - отличная игра, которая может доставить массу эмоций - от бессильной злобы очередного поражения до бесконечно-радостного триумфа успешного прохождения. На том же принципе строятся серии Dark Souls и Bloodborne, но в них нет того выверенного минимализма N++.