Не скажу, что я был в восторге от "Неуязвимого" 2000 года. Это был такой супергеройский фильм, который совсем не походил на супергеройский фильм. "Сплит" 2017 года вызывал странные чувства, но у него были интересные моменты. Одним из них стало то, что "Сплит" оказался связан с "Неуязвимым". Семьнадцать лет разницы не помеха для Шьямалана и он взялся активно за развитие собственной супергеройской франшизы. Я не сильно хотел смотреть его новый фильм "Стекло", но любопытство победило, да и раз уж предыдущие два фильма я всё-таки с горем пополам посмотрел, так что с третьим фильмом трилогии М. Найта Шьямалана я решил всё-таки ознакомиться. Посмотрим, что же из этого получилось.
Где-то в Филадельфии таинственный защитник угнетённых Дэвид Данн работает со своим сыном и скрывает свою личность под тёмно-зелёным капюшоном и псевдонимом Наблюдатель. Где-то здесь же неподалёку орудует Кевин Крамб, который похищает молодых девушек и стращает их пришествием Зверя, способного лазать по стенам и выдерживать выстрел из дробовика. Ну и для полноты картины в психиатрическом заведении держат умного негра с хрупкими костями Мистера Стекло. И Дэвида, и Кевина помещают в ту же самую психушку к Мистеру Стекло и доктор Элли Стейпл пытается убедить всех троих, что никаких сверхспособностей у них нет.
Фильм объединяет персонажей "Сплита" и "Неуязвимого" и является первым официальным сиквелом за авторством М. Найта Шьямалана ("Сплит" всё-таки скорее самостоятельный фильм, только-только формирующий вселенную). Лёгкий флёр былого величия режиссёра всё ещё витает в воздухе, но уловить его могут только ярые поклонники режиссёра, которых можно сосчитать по пальцам одной руки - они даже толпу на остановке в ожидании автобуса со свежим шедевром не смогут создать, чего говорить о режиссёре, чьи творческие потуги вызывают смех, нежели восхищение. Объединять фильмы в одну вселенную придумали не вчера, но Шьямалан действительно всех удивил, когда оказалось, что события "Сплита" происходят в той же вселенной, что и "Неуязвимый" 2000 года выпуска. Режиссёр отрабатывает приевшиеся штампы кинокомиксов, заставляя героев выдавать один унылый монолог за другим, вкладывая говорящим осознание того, что они именно что в комиксе. Амбициозная идея, которую уже два раза блестяще воплотил Дэдпул, похоронена где-то глубоко в "Стекле", а наружу вылезти ей поможет только очень сильный некромант, коим Шьямалан ни разу не является. "Стекло" попросту скучный, предсказуемый и совершенно вялый фильм, смотреть который приходится буквально заставлять себя. Что вялотекущий "Неуязвимый", что абстрактный "Сплит" обладали хоть какой-то энергией и пытались создать подобие увлекательной истории. "Стекло" же выглядит котлом, в который забросили нужные ингридиенты, но включить огонь забыли.
Проблема сценария заключается в том, что Шьямалану настолько хочется удивить всех концовкой про ворох супергероев и суперзлодеев среди нас, что он совершенно забыл о стройности повествования и собственного интересного сюжета! Происходящее на экране едва тянет на осмысленное действие, а многие эпизоды настолько слабы, что попытаться не заснуть на них можно счесть достижением. Однообразные и унылые диалоги, в которых раз за разом повторяются одни и те же мысли, заставляют подумать, что это не герои находятся в психушке, а сам зритель оказался в медицинском учреждении и день за днём однообразная рутина сводит с ума. Фильм затянут донельзя и тонет в самоповторах раз за разом.
Большая часть событий происходит в большой психиатрической клинике, однако эти декорации приедаются преступно быстро, да к тому же многие проблемы сценария выливаются в неадекватное поведение здешнего персонала. Многих сюжетных поворотов можно было бы избежать элементарной адекватностью, но нет - только идиотия и только хардкор. Один охранник на всю больницу и сотни видеокамер, которые всё равно оказываются бесполезными! Ближе к финалу появляются зачатки развития сериала, когда на руках некоторых героев начинает мелькать татуировка неизвестной таинственной организации. При этом про неё вообще ничего не рассказывается и зачем было это вставлять в повествование - совершенно непонятно. Я долго смеялся над намерением героев добраться до самого большого здания в городе, чтобы оказаться на виду у всех - и слепому понятно, что дальше лужайки перед психушкой герои не уедут, а сюжетные ходы уровня "захлебнуться в луже" прокатывают только с перманентной рукой у лица!
В игре Джеймса МакЭвоя больше дурачества и переигрывания, нежели завораживающей актёрской игры со сменой персоналий. Серьёзно - как тут идентифицировать кого конкретно отыгрывает МакЭвой, если зрителя толком не знакомят с "личностями". Забавнее тут финальные титры, где перечисляется полтора десятка разных имён, а напротив этого списка - имя единственного актёра.
Брюс Уиллис уже не торт и из экшена тут пара невразумительных драк с очень натянутыми и неудачными ракурсами. Изобретательностью тут и не пахнет, а текста у Брюса настолько мала, что, скорее всего, поместилось на один тетрадный лист.
Зато Сэмюэл Л. Джексон здесь развлекается как может. Отыгрывая гениального злодея на пилюлях, он совершает неожиданные и забавные ходы, так что его актёрской игрой можно хотя бы немного наслаждаться.
"Стекло" мог бы стать безумным, изобретательным, амбициозным фильмом, если бы режиссёр Шьямалан не скатился в самоповторы, зацикленность и уныние. Фильм попросту скучно смотреть, а "неожиданные сюжетные ходы" выглядят натянутыми и высосанными из пальца. Режиссёру не удалось создать адекватный сценарий, поэтому многие сцены повторяют уже произошедшее в прошлых фильмах. Актёрский состав хоть и радует глаз, но играть тут нечего, поэтому происходящее навевает скуку быстрее чем наблюдение за высыханием краски на стене. Тратить на него своё время совершенно не стоит.
Что ещё почитать:
Еженедельная рубрика обзора киноновинок К списку всех рецензий Регулярная рубрика обзора игровых релизов Шпионский нуар про детектива-фрилансера Аниме-сериал по видеоигре про вампиров Детектив про копание в архивных допросах Боевик про реванш супергероев и фиолетового титана Драма про создание Оксфордского словаря Артхаус про израильтянина в Париже Второй сезон сериала про путешествия во времени и герпес Главный вестерн прошлого года Второй Хеллбой и золотые големы Первая часть фильма про Хеллбоя 2004 года Ребут Хеллбоя 2019 года Ужастик про семью у индейского кладбища Кинокомикс про школьника в теле супергероя Спасибо, что
подписываетесь и
добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.