Что не так со вторым сезоном "Мира Дикого Запада" (WestWorld) 2018?
Jul 19, 2018 09:00
После довольно успешного первого сезона, я искренне сомневался что для второго сезона истории об огромном футуристическом аттракционе с ковбоями и андроидами авторы смогут придумать достаточно увлекательную историю. Совсем недавно второй сезон завершился, а значит настала пора собирать камни.
Второй сезон стал откровенным разочарованием - он стал слишком сложным и проблематичным для восприятия. Концепция "умного сериала-загадки", где авторы медленно подводят к катарсису сменилось простым нагромождением бессвязных конструкций. Тем не менее в лучшие свои моменты сезон справляется с задачей развлекательного контента: красивые и стильные сцены, актёры первой величины, роскошные спецэффекты и эффектная операторская работа. Но чем больше глубже ты пытаешься разобраться в происходящем, тем меньше хочется это делать.
Первый сезон мог похвастаться атмосферой псевдо-Дикого Запада с ковбоями и индейцами, но при этом здорово смотрелся за счёт грамотного футуристического позиционирования. Не так уж часто в одной сюжетной пряжке оказываются человеко-подобные роботы и лихие ковбои, плюющиеся в салунах. Джонатан Нолан и Лиза Джой создали увлекательную последовательность событий, которые происходили в разных временных линиях, но при этом смотрелись целостно. Главной сюжетной аркой было первое приключение молодого Уильяма (Джимми Симпсон) в парке развлечений "Мир Дикого Запада", который оказывался [спойлер]тем самым Человеком в чёрном (Эд Харрис). В противовес его истории шли арки роботов Долорез Абернати (Эван Рейчел Вуд) и Мэйв Милли (Танди Ньютон), каждая из которых начинали свой путь [к свободе]к восстанию машин внутри парка, инициированный основателем и главным архитектором парка Робертом Фордом (Энтони Хопкинс).
Главная интрига первого сезона заключалась в том, что [спойлер]сюжетная линия разворачивалась одновременно в 2052 году и за 30 лет до этого. Когда этот факт окончательно раскрывался, это действительно сносило крышу и вызывало вау-эффект, что, впрочем, было довольно типично для творений братьев Ноланов. Но при этом за историей было легко следить и были понятны характеры персонажей и их мотивация. Второй сезон этой лёгкостью похвастаться не может.
Здесь попросту слишком много временных веток, за которыми нужно следить, но при этом нет никакой привязки где и когда происходят события каждого эпизода. Основная сюжетная линия разворачивается через неделю после событий первого сезона - в ней Долорес и её возлюбленный Тэдди бредут через парк к некой Долине за пределами. В то же время Мейв ведёт группу союзников в глубину парка, чтобы отыскать свою дочь, однако [сбивается с пути.]оказываются в "Мире Сёгунов". Здесь же, Человек в чёрном играет в игру под названием "Дверь", которую оставил ему Форд. Но и этого сценаристам мало и они нагружают нас дополнительными сюжетными арками. Например, очень много времени уделяется Бернарду, который ходит с группой вооруженных спасателей две недели спустя после событий "основной сюжетной линии". Его память повреждена и он пытается разобраться что же тут случилось.
Вдобавок к этому в повествование вплетена уйма флэшбеков из разных эпох существования парка - от давних событий, когда Арнольд Уэббер и молодой Форд искали финансирование для парка "Мир Дикого Запада", до непонятных лет, которые Уильям провёл [работая над тайным проектом.]создавая андроида с разумом своего тестя Джеймса Делоса. Приплюсуйте сюда ещё ворох разбросанных по времени событий и посыпьте сверху дополнительной цифровой симуляцией а-ля "Матрица", которую, кстати легко определить по изменяющемуся разрешению экрана (чёрные полосы сверху и снизу). Финальный продукт превращается в нагромождение излишеств нежели увлекательное испытание на внимательность.
В первом сезоне чувства Долорес и Мейв, получивших полный доступ к своим воспоминаниям, включая предыдущие "роли", легко читались и адекватно излагались. Но во втором сезоне от адекватности персонажей не осталось и следа. Долорес постоянно переключается между персонажами - секунду назад она хладнокровно расстреливает всех подряд, а теперь слёзно обещает спасти "отца". Мейв, хоть и получила возможность контролировать другие машины, постоянно натыкается то на нелепые ограничения ("они говорят на другом языке"), то на собственный ступор (последнюю серию без руки приложенной к лицу смотреть невозможно).
С Мейв вообще связано больше всего эпических провалов в плане сценария. Зачем бежать искать дочь, когда она знает, что та - не её дочь? Зачем целых три эпизода валяться на койке с разодранным плечом, чтобы потом просто взять и пойти? Много вопросов именно к логике повествования и ответов на них попросту нет. Тэдди же напротив, оказывается чуть ли не единственным адекватно эволюонировавшим персонажем и за ним хотя бы интересно следить.
В первом сезоне была интрига, которую можно было разгадать по ходу повествования, складывая правильные точки в нужных местах. Та же игра с временными линиями используется для того, чтобы не просто не раскрыть раньше времени какую-то загадку, но и предоставить зрителю возможность постоянно размышлять на тему того, что ему показывают. Тайны второго сезона настолько туманны, что просто невозможно идентифицировать те самые правильные точки.
Один из визуальных бонусов второго сезона - это показ новых парков. "Мир Сёгунов" спойлернули ещё к конце первого сезона, а вот "Мир Индии" оказался настоящим сюрпризом. И тот и другой обладают шикарно-выверенной эстетикой, однако по факту они не вносят ничего стоящего в сюжет. То есть смысла их показывать не было от слова вообще. Более того, их ненужность авторы подтверждают сами. Сюжетное наполнение парка один-в-один слизано с "Мира Дикого Запада", а один из сценаристов даже пытается оправдаться - мол, где вы видели писателя, который может выдать сотню-другую внятных сюжетов на разных парках. Но на деле, авторы сами пишут себе смертный приговор - если в других парках происходит всё тоже самое, то какой смысл их показывать? Увидеть взаимодействие одних и тех же персонажей в разной стилистике? Не впечатляет. Устроить более мрачную и кровавую баню? Что мы - пролитый кетчуп не видели. Посещение "Мира Сёгунов" в сюжетном плане - лишь искуственное затягивание маршрута, которое разочаровывает по полной программе. "Мир Индии" же показали настолько мельком, что его толком осмотреть не дают, но если там торжествуют однообразные сюжетные ветки - к чёрту такое разнообразие.
Вообще, искуственное затягивание - это отличительная черта второго сезона. В нём попросту слишком много лишнего, что можно без проблем пустить под нож и история от этого не пострадает. Целый эпизод авторы посвятили индейцу, чья сюжетная ветка может быть и любопытна с точки зрения альтернативного взгляда. Мол, мы то уже знаем что вокруг происходит, а он нет; однако на деле читать (вся его речь понятна только благодаря субтитрам) его примитивные выкладки очень утомляет. Более того, когда индеец попадает в лабораторию для обновления, все сотрудники оставляют его одного (!), что позволяет ему безнаказанно встать и шататься по стеклянным офисам. Где та тонкая грань, разделяющая гениальность и идиотию?
При этом в эстетическом плане сериал всё ещё выглядит отлично. Контраст высоких технологий и ретро-эпох всё ещё смотрится выйгрышно, а любопытные детали устройства роботов и механизмов для их анализа всё ещё впечатляет. Самый интересный момент, это, конечно информационные сферы, в которых собственно хранится вся личность робота-андроида и авторы даже показали как личность можно перенести в другую оболочку. Музыка Рамина Джавади уже не так впечатляет, но очередная аранжировка "Paint it black" на азиатский манер звучит действительно интересно. В остальном в фоне играет что-то пафосно-заунывное, от которого клонит в сон.
"Мир Дикого Запада" по большому счёту сериал одной идеи. Идеи как человекоподобные андроиды познают самоё себя. И если в первом сезоне знакомая фабула разбавлялась фирменными "нолановскими" прыжками по временной линии, то на второй сезон и идея уже не стреляет, и прыжки не впечатляют. Более того, персонажи откровенно забуксовали на месте, а чуть ли не половину эпизодов хочется промотать не глядя - настолько всё выглядит затянутым и наигранным. Авторы не только не строят ничего нового, но и с остервенением разрушают благодатный образ продуманного сериала. Прощать такое совершенно не хочется, даже несмотря на то, что актёры всё-таки стараются и выкладываются. Реабилитируются ли шоураннеры к третьему сезону - покажет время, но пока что прогноз не радостный.