Последние дни нижегородского порта на Стрелке

Aug 10, 2016 14:00



Грациозные портовые краны не разгружают суда, по территории площадью 19 га не ходят рабочие, крытые складкие помещения на 100 тыс. кв. м. пустуют. В отдаленных углах встречаются мужики, медленно распиливающие весь металл, который можно найти. Сложно определить причастны ли они к администрации порта, долгие годы высасывающая последние деньги из предприятия, или они, как и я, просто перелезли через забор, но у них еще много работы, поскольку на территории еще стоят несколько больших ангаров и четыре портовых крана.

Такая сегодня ситуация у нижегородского речного порта, расположенного на слиянии двух рек. За последние несколько месяц я побывал на территории нижегородского порта на Стрелке огромное количество раз, даже сводил несколько больших групп в рамках своих необычных экскурсий по городу и могу сказать, что здесь почти закончилась жизнь и многолетняя история, начавшаяся в 1932 году c приказа Наркомвода об образовании нижегородского речного порта.

1. Этот приказ ознаменовал новый этап жизни Стрелки. Некогда вольные грузчики стали неотъемлемой частью его коллектива. Появились соревнующиеся друг с другом бригады. В военные годы порт трудился и внес большой вклад в победу. В 50-е года порт был кузницей как собственных кадров, так и выдающихся специалистов речного флота.

Все последующие годы, вплоть до начала 90-х, неизменно увеличивался объем переработки грузов и повышалась производительность труда. Горьковский порт носил звание одного из мощнейших речных портов страны. В ассортименте грузов числился камень, металл, железобетонные изделия, соль, уголь, шлак, удобрения, другие материалы и сырье.


2. Стрелка имела в своем составе 12 капитальных механизированных причалов с вертикальной причальной стенкой общей протяженностью 1364,2 м. Основным направлением деятельности порта являлись погрузочно-разгрузочные работы, услуги по перевалке и хранению тарно-штучных, ремонтные работы погрузочной техники.


3. В данный момент на территории Стрелки расположено четыре крана: "Альбатрос" и три "Ганц". Рассмотрим один из кранов "Ганц" подробнее.


4. Портал крана установлен на рельсовые пути, проходящие вдоль реки.


5. Место соединения портала с поворотной частью. Лестница ведет в кабину.


6. Огромная шестеренка, являющаяся частью поворотного механизма.


7. Кабина крана имеет увеличенную обзорность за счет специальной конструкции. Предусмотрено открытие фронтального верхнего окна.


8. Машинное помещение с механизмами подъема. Огромные барабаны с тросами.


9.


10. Внешний вид портального крана "Ганц".


11. Все началось рушиться в 90-е года, когда порт оказался в кризисной ситуации, вызванной приватизацией. Выбраться из тяжелой ситуации смогли лишь к 2001-му году путем банкротства и взаимодействия с нижегородской таможней. Тогда финансовые показатели показали невероятный рост и все сотрудники стали патриотами порта. Дальнейшая история покрыта туманом и продолжительным конфликтом между его акционерами, но с каждым годом поток обсуждений о ситуации на Стрелке только увеличивался. Первые сигналы о исчезновении порта появились в 2007 году, когда пошли разговоры о переносе порта в Балахну. В 2008 году всплывали фантастические планы о строительстве делового центра "Сити-Стрелка". Затем генплан города 2010 года предполагал вынесение порта за город и в этом же году на пост руководителя назначили Жаркова А.А..


12.


13. Время шло, разговоры ни к чему не приводили, а порт вроде бы продолжал работать. По крайней мере, в 2012 году, когда я проникал на территорию порта с целью залезть на портовый кран, на видео (посмотреть) попало огромное количество соды. Но все это уже было фиктивной деятельностью, потому что назначенный Жарков уже во всю занимался банкротством предприятия. Об этом сигнализировали работники порта в необычной форме на nn.ru, а месяц назад Жаркова приговорили к 7 годам лишения свободы за должностные преступления, что лишь подтвердило это.


14. Судьба Стрелки решилась с началом строительства стадиона к Чемпионату мира 2018. Здесь планируют сделают набережную с деревьями и часовней на мысе. Некоторый сумбур в планах появился после обнаружения на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкций павильонов Всероссийской выставки 1896 года.


15. Внутри этого неприметного пакгауза находится один из двух фрагментов металлических конструкций конца 19 века, которые раньше составляли павильоны Всероссийской выставки 1896 года. Конструкции пережили два переезда: сначала на территорию порта, а потом на 100 метров ниже по течению Волги и разворот на 90 градусов. В этом месте они находятся сейчас.


16. Со Стрелки открывается отличный вид на Рожественскую сторону. Потенциал этого места для вечерних прогулок высок.


17. Странное сочетание объекта и места, в котором он расположен.


18. Летом здесь рассветы более впечатляющие, чем закаты.


19. В этом месяце распоряжением правительства Нижегородской области была утверждена документация, в соответствии с которой предусмотрено сохранение одного из складских сооружений.


20. Нижегородский порт (в те времена еще Горьковский порт) фигурирует в художественном фильме "Екатерина Воронина" (СССР, 1957 г., Киностудия им. М. Горького). По сюжету фильма, главная героиня - начальник участка речного порта.


21. Сейчас одна часть порта - это песок и краны, другая - склады и мастерские, из которых уже забрали все ценное. Выглядит все как на обычном заброшенном заводе. На фоне виднеются строительные краны стадиона к ЧМ-2018.


22. Последние годы работа в мастерских шла под пристальным взором вождя.


23.


24.


25. Ребята были не согласны и ушли еще позавчера.


26. Здесь уже никто не будет работать.


27.


28. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны горьковским портовикам было вручено на вечное хранение Знамя Комитета обороны СССР.


29.


30.


31. Обычно на предприятиях встречается меньшее количество советских мотивационных плакатов и иллюстраций по техники безопасности.


32. Стол романтика.


33.


34. Этот кран "Альбатрос" будет следующим, кого коснутся пилы и газовые горелки.


И вот пока ведутся дискуссии о том, как дальше обыгрывать конструкцию в рамках реконструкции территории Стрелки, я бы хотел, чтобы кому-нибудь из важных шишек пришла в голову мысль о сохранении портового крана, хотя бы одного, создав таким образом вместе с остатками павильонов настоящий арт-объект на европейский манер. Для меня это важная часть города и важная часть Стрелки. Например, в амстердамском порту сделали одновременно богемный, роскошный и комфортный отель прям в стальном корпусе грузового портового крана. Теперь там бронируют на год вперед.

Можно, конечно, снести все, построить посредственную среднестатистическую российскую набережную, которой является кусок нижневолжской сейчас, и убить последнее напоминание о важнейшем месте в истории города.

А пока порт доживает свои последние дни.

Расскажите друзьям:


Добавить в друзья

Подписывайтесь на социалки:







Почта: me@orekhov.photo

Консервация жизни, Нижний Новгород, Стрелка, репортаж

Previous post Next post
Up