(начало истории можно найти по тегу «новый дом)
Про то, как была построена коробка дома и инженерные сети, я уже писала . Я вам говорила, какая фирма строила коробку дома? Нет? Теперь говорю:
«Эко-Сити». Первая свая была забита в мае 2019 года, а в начале июня 2020-го я въехала в новый дом. Да, недоделок внутри и снаружи было полно, но жить в нем уже было можно, причем с городским комфортом.
Правда, любой человек, когда-либо строивший дом с нуля, подтвердит, что каких бы квалифицированных рабочих вы ни нанимали, как бы ни контролировали ход строительства, в первый же год эксплуатации вылезет куча косяков. Это закон природы, отменить который невозможно. А раз невозможно, следует философски относиться к проявляющимся дефектам и тщательно их устранять.
Устранять за чей счет, спросите вы? В идеале - за счет тех, кто эти косяки сотворил, но это удается сделать разве что в стране розовых пони, а в реальности… А вот про реальность я вам сейчас расскажу.
Началось все с принятого мной неправильного решения. Когда мне делали крышу, я заказала установку снегозадержателей. Это такие длинные металлические трубы, круглые или овальные в сечении, которые крепят на скат крыши, чтобы снег лавиной не сходил вниз. Снег тормозится и потихоньку тает, лежа на металлочерепице, а вода уходит в водосточную систему.
Крыша у меня большая, скатов много, поэтому для экономии снегозадержатели я решила поставить не везде, а только вдоль фасада, обращенного к въезду, то есть к зоне, где стоит моя машина и где ходят люди, ну и еще с восточной стороны дома. Все было установлено, строители ушли, и тут до меня дошло, что скат двухэтажной части дома вообще-то довольно высокий, и снег, сходя с него без задержек, будет попадать на крышу кухни и террасы. Падая с такой высоты, пласты снега со льдом вполне способны эту кухонно-террасную крышу проломить.
Я позвонила на фирму и попросила доделать снегозадержатели. Естественно, за отдельные деньги.
Рабочий ставит снегозадержатели на крыше второго этажа. Самое правое окно первого этажа - окно кухни. Дом покрыт ветрозащитной мембраной.
Начальство согласилось, материал привезли и через какое-то время на участке появились рабочие, все прикрутили, отрапортовали о выполнении работ и уехали восвояси. Правда, в процессе работы они пару раз роняли с верхнего ската на нижний какие-то инструменты, которые с грохотом врезались в металлочерепицу и скатывались по ней на землю. Но рабочие заверили, что ничего не пострадало, крыша цела, и я могу не беспокоиться.
Я и не беспокоилась. День закончился благополучно. А к ночи погода испортилась. Ветер выл, дождь хлестал по стенам. А утром, войдя в кухню, я с ужасом увидела мой новенький натяжной потолок, провисший, как вымя у дойной коровы, с которого на пол в обширную лужу неторопливо шлепались крупные капли воды.
Ааа! Потоп! Почему? Откуда? Наверняка ведь эти рабочие вчера повредили крышу! До этого ничего не текло, хотя дожди шли не раз. Я кинулась звонить Антону - менеджеру, который занимался моим домом. Антон отреагировал быстро: работавшая вчера бригада была на объекте в соседнем поселке и домчалась до меня буквально через полчаса.
Рабочий по имени Сергей, войдя в кухню, изумился.
- Оба-на! Я думал, пара капель просочилась, а тут пара ведер, не меньше, - подытожил он и, вытащив раскладную лестницу из машины, полез на крышу вместе с напарником.
Тщательный осмотр крыши ничего не дал. Ни дырок, ни трещин, ни смещения листов металлочерепицы не было обнаружено. Откуда же натекло столько воды? Оставалось проверить чердак под этой крышей. Проверили. Стена, к которой примыкала крыша, оказалась совершенно мокрой. Текло через линию примыкания крыши к стене двухэтажной части дома.
Тут нужно сделать небольшое отступление. Абсолютно для всех строительных узлов и операций существуют нормативные документы, определяющие порядок действий и материалы, которые следует использовать при проведении работ. Есть ГОСТЫ, СНИПы, альбомы строительных конструкций и альбомы технических решений с картинками и пояснениями. Современных материалов тоже существует великое множество.
Для гидроизоляции стыков крыш, прилегающих к стенам, выпускаются и саморасширяющиеся прокладки, и мастики, и кровельные герметики - всего не перечислить. Так вот, как выяснилось, в моем доме не было использовано НИЧЕГО из перечисленного. Стык просто прикрыли металлическим фартуком - это такая г-образная полоса, одна часть которой прикручивается к стене, а другая - к металлочерепице.
Пока шли дождики с ветрами с других направлений, как-то все обходилось без ущерба. А тут правильное направление ветра наложилось на сильный ливень, и результат не заставил себя долго ждать. Правда, и до этого были точечные протечки в других местах. В самом верху эркера, в котором находится лестница на второй этаж, несколько раз протекал шов между панелями. Но шов этот находился на самом верху, без лесов до него было не достать. Тогда я звонила менеджеру на фирму и мы договорились, что протечку устраним, когда будут построены леса для отделки фасада. А пока во время дождя я просто ставила на ступеньку лестницы ведро.
Были протечки из-под подоконников в паре окон, но их устранили, когда шли отделочные работы. А тут линии прилегания по всем четырем фасадам сделаны с дефектом! И что, мне теперь жить, с ужасом ожидая очередную бурю и думая, в какой комнате протечет потолок следующий раз? Нет, так оставлять это было нельзя.
Менеджер Антон, к которому я обратилась с этим вопросом, сочувственно вздохнул и предложил прислать руководству фирмы претензию. А как только начальство даст команду, он сразу пришлет рабочих с герметиком. Претензию я написала, рабочие во главе с Антоном прибыли, верхний стык замазали.
- А нижний шов? - удивилась я. - Он что, так и останется пустым?
- По нижнему шву команды от начальства не было, - объяснил Антон и быстренько отбыл с объекта.
Это угол дома, к одной стороне которого прилегает крыша кухни. В правом верхнем углу фотографии - Г-образная планка (фартук), верхней стороной прилегающая к стене, а нижней - к металлочерепице. Щель между верхней планкой и стеной уже замазана герметиком, а нижняя щель просто зияет.
Как видно на снимке, нижняя часть фартука перекрывает волну металлочерепицы. Казалось бы, как под него может что-то затечь? Это же просто каприз вздорной хозяйки! Уже не знает, к чему еще придраться!
Я вас разочарую. За 300 с небольшим лет в Петербурге было зарегистрировано более 320 наводнений. Наводнением считается подъем воды более чем на 160 см выше ординара. И подавляющее большинство этих наводнений - результат не разлива паводковых вод, а следствие ураганных ветров, вдавливающих воды Финского залива в русло Невы. Вы представляете, какой силы должен быть ветер, чтобы, противодействуя течению такой полноводной реки, как Нева, загнать в ее дельту миллионы тонн воды?
Ветра эти обычно сопровождаются дождями. И если уж с Невой ветер справляется играючи, вдавить пару ведер воды под какую-то тоненькую металлическую планку ему ничего не стоит. И так каждый год. Естественно, я заволновалась.
Претензию нужно было писать. Но пока я собиралась этим заняться, ко мне по делу зашел сосед, строитель по специальности. Заодно поинтересовался, как идет моя стройка. Я пожаловалась на протечку.
Сосед обошел дом, помялся, и аккуратно заметил, что по крышам он не специалист, но в институте этот раздел они изучали, и в моей крыше ему кажутся сомнительными не только прилегания, а еще и лобовая доска. Кровельная мембрана выпущена на нее таким образом, что при монтаже водосточной системы конденсат с мембраны будет течь по дереву, под джей-планкой, которая это дерево должна закрывать.
Приплыли, да. И это только тот дефект, который видно с земли. А если посмотреть на крышу сверху, какие еще чудесные подарки от строителей будут найдены в моем доме?
Один подарочек обнаружился очень быстро, буквально через несколько дней. Я уже писала, что после завершения строительства коробки дома стало понятно, что денег на отделку фасада в этом году у меня не будет. Год, а то и два, дом будут поливать дожди и нагревать солнце. ОСП-панель, конечно, достаточно прочная конструкция, но вода и ультрафиолет ей противопоказаны. И дом по моей просьбе зашили влагозащитной мембраной, причем купили мембрану почему-то черного цвета.
Мембрана продержалась ровно год, а потом разрушилась от ультрафиолета. С южной стороны дома она стала совсем тонкой, а потом от порывов ветра распалась на куски причудливой формы, которые полоскались над фасадом как флаги. Если до этого мой домик в поселке называли просто черным домом, то после очередной бури его дружно перекрестили в пиратский.
Под обрывками мембраны стали видны СИП-панели, совершенно не пострадавшие за прошедший год. С северной части дома мембрана была абсолютно целой, и что под ней происходило, было не видно. Но раз с южной стороны, несмотря на поврежденное покрытие, все было хорошо, то и с северной под целой мембраной все должно быть еще лучше, правда?
Я так думала, пока внезапно у крыльца прямо на черной поверхности совершенно целой мембраны не выросло плодовое тело какого-то древесного гриба. Что это за гриб? Откуда он взялся на стене? Это же одна из самых опасных вещей, которая может обнаружиться в деревянном доме. Конечно, в ОСП-плитах щепа связана смолой, но грибу это не помешало.
Я бросилась искать информацию в интернете, и обнаружилось страшное. То, что у меня выросло, оказалось домовым грибом, или серпулой плачущей. В старину дом, на котором поселился домовый гриб, сжигали, а иногда и всю деревню переносили на другое место. Спасения от него не было. Скорость распространения мицелия гриба такова, что двухэтажный дом за полгода он способен превратить в труху.
Сейчас, слава Ктулху, волшебница химия предлагает достаточно эффективные препараты для борьбы с этой напастью, но главное в борьбе с древесными грибами - устранить влагу на деревянных конструкциях. Только откуда эта влага взялась на вертикальной стене, отстоящей от почвы почти на метр? У меня высокий свайный фундамент, сделанный именно для того, чтобы нижняя часть дома не соприкасалась с влажной почвой.
Мембрана была немедленно снята, и оказалось, что вода течет с крыши. Не со ската крыши падает на землю, а с плоскости крыши течет прямо по стене, просачиваясь в месте стыка крыши со стеной двухэтажной части дома. Опять линия примыкания!
А самое главное, какие дефекты еще таит в себе мой дом? Что может проявиться позже? Даже те недостатки, которые уже всплыли, «Эко-Сити» устранять не торопился, хотя дом был построен всего год назад. Пройдет еще пара-тройка лет, и о гарантийном ремонте можно будет вообще забыть. Но начинать с ними серьезный разговор можно было только с гаубицей железными аргументами наперевес.
И я позвонила в технадзор. Если кто не знает, есть такие коммерческие организации, проводящие обследование строительных объектов и составляющие заключения по результатам этого обследования. Организации лицензируемые, в них работают профессиональные строители. В заключении перечисляются все обнаруженные дефекты, прилагаются фотографии и даются ссылки на нормативные документы, в которых написано, как должны были быть построены тот или иной узел или конструкция. Заключения технадзорных организаций принимаются судами. То, что в них написано - не просто частное мнение соседа дяди Васи, а вполне официальный документ.
Обследование было проведено и через некоторое время мне в почтовый ящик упало заключение. О, с каким интересом я его читала! Сколько нового я узнала о своем доме! Столько счастья в одиночку вынести было трудно, и я поделилась им с руководителями «Эко-Сити». И дальше у нас начался захватывающий роман в письмах.
Нет, всю переписку я выкладывать не буду. Это удовольствие длилось более полугода, устанете читать. Но ряд цитат с моими комментариями приведу. Отношение к клиентам компании «Эко-Сити» должно вырваться из темных недр моего компьютера и увидеть свет. Страна должна знать своих героев.
(продолжение следует)