(новым френдам-дачникам: посты про дачу в хронологическом порядке лежат
здесь)
начало:
Ускользающая красота, или Где не надо разбивать клумбы В этом посте я хотела написать несколько слов о создании небольших композиций из хвойных растений, причем сделать акцент не на подборе видов или сортов, не на подборе цвета хвои или листьев дополняющих кустарников, а на объемах, на заполнении пространства. Это то, на что мы обращаем внимание издалека, и только потом, подойдя ближе, начинаем различать детали. Если пространство заполнено негармонично, никакие сорта и краски положение не спасут.
Хочется подчеркнуть в предыдущем абзаце слово "небольших". Во-первых, большие композиции создаются по другим правилам, а во-вторых, подавляющее большинство наших участков сами по себе невелики, и большие по площади посадки разместить просто негде. Поэтому будем говорить о композициях площадью 3-7, максимум 10 квадратных метров. Хотите посадить больше? Сделайте несколько горок в разных местах.
Ну так вот. Прежде чем начать писать пост, решила я посмотреть, что пишут профессионалы, какими правилами они руководствуются в своей работе. Долго ходила по всяким ландшафтным сайтам и... ничего не нашла. То есть пишут много и даже во множестве выкладывают схемы вроде таких:
Или таких:
Но я-то искала не схемы, а правила создания. Ну не может же такого быть, чтобы никаких правил не было. Наконец, нашла одно (!) правило на сайте, посвященному вовсе не ландшафту, а ремонту и строительству. Статья назвалась:
"Основы ландшафтного дизайна: 3 главных правила". Объемов касалось только одно из них. И заключалось это правило в... соблюдении пропорций золотого сечения.
Пропорции должны выдерживаться по горизонтали:
И по вертикали:
Над последней картинкой я несколько зависла. С одной стороны, треугольник тут явно есть, но он настолько забит другими растениями, что с первого взгляда его и не различишь. Отчасти потому, что самый низкий его угол равновысок с десятком других кустов. И вся эта композиция вовсе не кажется мне гармоничной. Свалка в миниатюре, не более того.
Что же делать? Как поверить алгеброй гармонию? И тут я вспомнила историю из одной книги. Что за книга, не помню, читала я ее лет двадцать тому назад, а история касалась работы специалиста по решению проблем. Да-да, есть такая профессия, у нас она появилась недавно, а на западе фирмы, выполняющие заказы по решению проблем, существуют давно. Каких проблем? Любых, касающихся бизнеса. Профессия называется траблшутер, таких людей очень мало, и оплачивается их работа весьма высоко.
История заключалась в следующем. Некая фирма, выпускающая бытовые холодильники в большом ассортименте, столкнулась с проблемой. Некоторые модели, весьма привлекательные по цене и функциональным возможностям, с хорошим дизайном и с широкой линейкой размеров, категорически не пользовались спросом. А другие, даже менее удачные, пользовались. Почему, было непонятно. Пригласили траблшутера.
Он пришел в шоу-рум, осмотрелся и попросил поставить все пользующиеся спросом холодильники справа, а не пользующиеся - слева. Холодильники переставили и стало очевидно, что не пользуются спросом модели, у которых морозильная камера сверху! Не так часто мы туда заглядываем, а каждый раз наклоняться, чтобы взять что-то с нижней полки общей камеры, неудобно. Вот и вся причина.
Какое отношение холодильники имеют к садовому дизайну? Сами по себе - никакого, а вот способ решения проблемы можно использовать на любом материале. Я решила посмотреть фотографии композиций и те, что мне понравятся, поставить, условно говоря, справа, а те, что не понравятся - слева. А потом определить, что их объединяет.
И стала смотреть. Долго мучила Яндекс и Пинтерест, отбирала и сохраняла. А потом пришла к выводу, что бескомпромиссно гармоничными подавляющее большинство композиций мне вовсе не кажутся. Давайте посмотрим вместе. Правда, смотреть нужно определенным образом. Молодые здоровые растения всегда красивы, но пусть их привлекательность не влияет на ваше восприятие. Мы должны оценить гармоничность композиции. Поэтому представьте, что вместо живых туй и можжевельников на фото стоят пластиковые конусы и шары.
1.
Нравится? Мне - нет. Здесь нет единой композиции, елки - сами по себе, а маленькие круглые то ли можжевельники, то ли японские спиреи - сами по себе.
2.
Вот еще "шедевр". Стриженая по-японски сосна в центре хороша, но по стилистике вываливается из регулярного бордюра слева и гигантской хосты справа. Горные сосны и голубые карликовые елки в куче, а вдаль лучше вообще не смотреть.
3.
Правый край композиции откровенно не удался. Две свечки скальных можжевельников (под цифрой "2" и справа такой же) скомпонованы в треугольник с можжевельником обыкновенным (цифра "3"), посередине прячется желтолистная форма дерена белого, подбитая понизу виолой (анютиными глазками).
В общем, примеры неудачных дизайнерских находок можно приводить сотнями. Давайте посмотрим на удачные. Или хотя бы относительно привлекательные.
4.
5.
6.
6.
7.
Что общего в этих фотографиях? Конечно, число растений на них гораздо больше трех, но во всех сложная композиция пр попытке ее рассмотреть удивительным образом разбивается на эти самые разновысокие треугольники. Ну не может наш глаз анализировать сразу 10 объектов, картинка начинает распадаться.
Конечно, пропорции золотого треугольника выдержать в живой природе невозможно, но даже приближение к ней уже создает ощущение гармонии. Треугольники накладываются друг на друга, пересекаются, однако понижение уроня всегда идет по отношению к точке обзора.
И вторая общая деталь - везде хвойные растения комбинируются с лиственными. Чисто хвойная композиция, даже составленная из пород с разным цветом хвои, кажется скучной. Вот, например:
8.
И третья общая деталь: каждому растению оставлено достаточно места. Я уже писала и готова повторять в каждом новом посте: создавая композицию, исходите из размеров взрослого, взрослого, ВЗРОСЛОГО растения! Сколько раз мне приходилось видеть на соседских участках композиции из маленьких туй и можжевельников, говорящие о прекрасном вкусе их создателей и... о полном отсутствии способности к элементарному прогнозированию.
А когда я осторожно намекала, что крона вот этой туи во взрослом состоянии в диаметре будет превышать метр, а крохотный сегодня можжевельник, посаженный впритык к ней, достигнет дорастет до трех метров в ширину, все отвечали совершенно одинаково: "Да когда еще это будет!"
Это будет гораздо быстрее, чем вы думаете. Первые два-три года хвойные породы растут медленно, развивая в основном корневую систему, а потом крона начинает расти, причем зачастую быстрее, чем указано во многих справочниках. И на многих фотографиях, выложенных в интернете гордыми хозяевами, это прекрасно видно.
9.
Здесь я насчитала аж три голубых можжевельника, один из которых горизонтальный вроде бы сорта "Bluе carpet", два других вырастут повыше. Справа еще один с зеленой хвоей. Все пока маленькие, но уже мешают друг другу: кроны перекрываются и наползают друг на друга и на спиреи.
А теперь посмотрите на взрослый голубой коврик:
10.
Это крона одного куста! Найдется ему место в этом маленьком углу, на котором растет еще с десяток растений? Какого сорта елка растет рядом с ним, я не знаю, но если это ель обыкновенная, то ее крона в нижней части достигнет примерно пяти метров диаметре.
Создавая композицию, нужно учитывать не только рост в ширину, но и будущую высоту кроны. Метровая елочка через считаные годы вытянется на 7-10 метров, и вся ваша композиция пойдет прахом, когда посаженые рядом можжевельники отстанут в росте.
Ну а теперь сведем все правила вместе: создавая композицию, нужно
- учитывать и в горизонтальном, и в вертикальном расположении растений пропорции золотого сечения. Понижение уровня крон должно идти в направлении точки обзора;
- исходить из размеров, которые будут иметь взрослые растения;
- для оживления ландшафта использовать вместе с хвойными породами лиственные.
(продолжение следует)