В посёлке Новая Деревня Полавского поселения Парфинского района Новгородской области расположено братское кладбище, где похоронены красноармейцы, павшие в годы Великой Отечественной войны. Казалось бы, обычный мемориальный объект для той части России, по которой прокатилась война. И всё же это воинское кладбище выделяется на фоне многих других: памятные плиты там на двух языках - русском и... латышском!
Воинское братское кладбище в центре Новой Деревни.
Наверху обелиска у входа - гнездо аистов.
Вход на мемориал.
«Mūžīga slava varoņiem 43. gvardes latviešu strēlnieku Rīgas divīzijas kareivjiem, seržantiem un virsniekiem, kritušiem kaujās par mūsu dzimtenes brīvību un neatkarību Lielajā Tēvijas karā 1941-1945. g.»
«Вечная слава героям - солдатам, сержантам и офицерам 43-й гвардейской латышской стрелковой рижской дивизии, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
На могилах памятные плиты с именами. А вокруг - памятные знаки, установленные родственниками погибших. Есть среди них памятные знаки латышам и на латышском языке.
Общий вид мемориала.
Тут увековечены более 10 тысяч красноармейцев.
Полтора года 201-я латышская стрелковая дивизия, 43-й из стрелковых дивизий Красной Армии получившая звание гвардейской 5 октября 1942 года, воевала под городом Старая Русса и посёлками Парфино и Пола. Как сказали в музее, латвийцев направляли на самые тяжёлые участки фронта, потому что командование было уверено в их особой стойкости. Как никак, наследники прославленных красных латышских стрелков!
В конце 1941 года под городом Демянск немцы попали в окружение. Образовался знаменитый Демянский котёл. Разумеется, немцы постарались деблокировать своих камрадов в марте-мае 1942 года, создав так называемый Рамушевский коридор, по названию деревни Рамушево, у которой он проходил. Красная Армия провела 9 наступательных операций, чтобы его уничтожить, снова окружив немцев.
На могилах памятные плиты с именами, по периметру кладбища - памятные знаки, установленные родственниками красноармейцев.
Среди увековеченных есть Ржавин.
Среди павших в тех боях был 20-летний гвардии красноармеец Геннадий Ржавин, орудийный номер (это такая должность) 48-го отдельного гвардейского истребительного противотанкового дивизиона 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии. Погиб он 5 декабря 1942 года в ходе шестого наступления на Рамушевский коридор. Вначале прошёл по документам как пропавший без вести. Но потом уточнили: погиб и был похоронен у деревни Росино, что на берегу реки Пола, в шести с лишним километрах южнее Новой Деревни.
Ржавин у могилы Ржавина.
Латвиец Ржавин у могилы латышского гвардейца Ржавина. Причём, оба - русские.
Конечно, строго говоря, имена на плитах указаны в алфавитном порядке, то есть не обязательно прямо в том месте, где останки соответствующего бойца.
Ржавин Г. А. - гвардии красноармеец Геннадий Ржавин, орудийный номер 48-го отдельного гвардейского истребительного противотанкового дивизиона 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии, 20 лет.
Латышом Геннадий Ржавин не был. Он русский, из санчурят - жителей нынешнего Санчурского района Кировской области. Просто какое-то время латышскую дивизию пополняли уроженцами других регионов СССР. Вот и воевали бок о бок латвийцы вместе с россиянами, латыши вместе с русскими.
Спи спокойно, латышский гвардеец Ржавин! Спите спокойно его боевые товарищи!
На кладбище установлен обелиск.
В его основании две памятные плиты латышским гвардейцам - на латышском и русском языках.
Конечно, сопричастность к поисковой работе заставляет несколько скептически соизмерять площадь новодеревенского мемориала с числом увековеченных воинов (10327, согласно новому паспорту захоронения!). Возможно, далеко не все из них на самом деле покоятся в Новой Деревне, там лишь их имена на плитах. Так, увы, бывает.
Кто-то из родных устанавливает индивидуальные памятные знаки красноармейцам. Включая латвийцев. И с надписями на латышском языке.
А некоторые плиты - на двух языках.
Что радует: кто-то из Латвии посещает мемориал даже в наши дни.
Надо ехать дальше. Но каким-то мистическим образом навигатор заставляет свернуть с правильной дороги и выводит на... деревню Росино. Что ж, вот даже на месте гибели Ржавина побывал Ржавин. По ухабам грунтовки выруливаю назад, зато, благодаря такому крюку, вижу, как в полях между Новой Деревней и Росино вовсю работают поисковики. Сосредоточенно ходят с металлодетекторами и щупами, сверяются с картами, отдыхают в палатках, выставленных прямо в полях. А по обочинам дорог - знаки, указывающие сколько незахороненных бойцов, когда и кем найдено. И это вселяет надежду, что даже если вдруг старший сержант Геннадий Ржавин на самом деле всё ещё лежит где-то на берегах Полы, то его рано или поздно найдут и с воинскими почестями похоронят на мемориале в Новой Деревне. Обязательно.
Вечная память павшим героям! Низкий поклон поисковикам!
PS. Локация: Новая Деревня, Новгородская обл., 175146
57°50'24.5"N 31°53'36.7"E
http://maps.google.com/maps?q=57.840139%2C31.893529