Кругобайкальская железная дорога

Oct 24, 2015 16:23


Хватило бы бензина,
Дойдём до Баргузина,
А дальше вслед за Ангарой... (с)



Кругобайкальская железная дорога (или КБЖД) изначально строилась для того, чтобы замкнуть Транссибирскую магистраль от Иркутска до станции Мысовая. Она тянулась вдоль Ангары и затем огибала Байкал с Юга. Позже она получила неофициальное название "золотая пряжка стального пояса России". Пряжка -- потому что замыкала, золотая -- потому что стоимость её строительства оказалась выше, чем у любой другой дороги России. Ну, впрочем, не только поэтому, конечно, а ещё и потому что получилась очень красивой.
Через много лет после ввода КБЖД в эксплуатацию начала строиться Иркутская ГЭС, и во время заполнения Иркутского водохранилища участок вдоль Ангары (от Иркутска до порта Байкал) оказался затоплен. Потом на этом перегоне была построена новая, электрифицированная дорога по Олхинскому плато, а ветка порт Байкал-Слюдянка осталась тупиковой. По ней и по сей день дважды в сутки ходит рабочий поезд "Мотаня", а также, специальный туристический поезд. "Мотаня" курсирует по расписанию как обычный пассажирский состав, с несколькими остановками в населённых пунктах. Его удобно использовать для доезда из Слюдянки до порта Байкал с последующей переправой на пароме до Листвянки. Туристический же поезд работает скорее не как транспорт, а как экскурсионный вагон для осмотра КБЖД. Он делает три остановки в красивых местах, во время которых можно выйти, поглядеть по сторонам и пофотографировать. Но есть и другие способы познакомиться с Кругобайкалкой, и мы выбрали один из них.

Из Иркутска ходит теплоход "Баргузин-3", который за день совершает круиз по Байкалу с тремя остановками в красивых точках КБЖД, и вечером возвращается обратно в Иркутск. Билеты на него нужно брать заранее через Интернет, потому что желающих на нём прокатиться явно больше, чем мест :)
Возможно, это покажется немного странным -- смотреть железную дорогу на теплоходе. Но на самом деле всё самое красивое, что есть на КБЖД, находится снаружи, а "Баргузин" делает более длинные остановки, чем туристический поезд, и в качестве бонуса -- плывёшь по Байкалу! Но как по мне, неплохо опробовать и тот, и другой способ.
Рано утром мы доехали на маршрутке до пристани "Ракета", от которой должен был отплыть наш корабль. Народу у причала собралось немало, потому что прямо перед нами отправлялся другой корабль -- "Баргузин-2", который шёл через Листвянку, Большие Коты и Большое Голоустное в Бухту Песчаная. На тот теплоход грузилось много людей с рюкзаками -- за Листвянкой по берегу Байкала начинаются хоженые туристические тропы.
-- Что-то как-то сильно дымится этот "Баргузин-2", можно подумать, что горит, -- заметил Серёга, когда пароход с погрузившимися на него пассажирами уходил из Иркутского порта.



Через некоторое время объявили посадку и на наш "Баргузин-3", и мы отчалили по Ангаре на встречу с Байкалом. Все места на теплоходе у нас были взяты рядом с окнами, но, как оказалось, это было не то чтобы очень нужным. Во-первых, к именно окнам там попадают далеко не все крайние места, а только через ряд. У остальных вместо стекла оказывается стенка. А во-вторых, там не то чтобы сильно было на что смотреть -- вода и вода кругом. Зато с верхней палубы открывались виды во все стороны! Под килем в волнах играли радужки, вдали зеленели горы, а до их подножий простиралась бесконечно-синяя водная гладь Байкала:



















Первая остановка была сделана на мысе Толстый, возле тоннеля №8. От озера Байкал к тоннелю нужно подняться по крутой узкой тропинке.









Стоянка там была почти целый час, за это время можно было прогуляться туда-обратно по туннелю, длина которого составляет 350 метров и как следует поизучать окрестности. Экскурсовода можно не слушать, всё, что он рассказывает, есть в сети и многочисленных книжках про КБЖД :) Бродить и смотреть гораздо интереснее.



Такое непривычное чувство охватывает, когда идёшь по туннелю! Сначала какое-то время там хватает света от оставшегося за спиной портала, ты видишь блеск рельсов, очертания шпал под ногами и спины впередидущих людей. Но чем дальше ты уходишь в черноту, тем слабее становятся эти очертания, а потом из виду пропадает всё. Ты движешься сквозь темноту, слышишь шорох гравия под своими ногами и ногами товарищей, но не видишь никого из них. Ты слышишь голоса людей, искажённые туннельным эхом, но не можешь разглядеть даже силуэтов. Иногда кажется, что ты сейчас в кого-нибудь врежешься или обо что-нибудь споткнёшся :) Только если обернуться назад, можно увидеть единственный клочок света -- портал, который уже стал таким далёким, как будто мы вошли в него не пять минут назад, а целую вечность.



Но вот туннель поворачивает, и впереди возникает второй портал, который начинает стремительно увеличиваться в размерах. Вскоре вновь появляется и блеск рельсов, и и силуэты людей. Вот только свет теперь не в спину, а в лицо, и под ногами по-прежнему видно плохо. А потом ты вываливаешься на яркое полуденное солнце и в первый момент инстинктивно прищуриваешься, глядя вдаль, на уползающие за хребет рельсы.









Оборачиваешься назад, смотришь на портал и понимаешь, что теперь тебе предстоит проделать тот же самый путь обратно :)





Не знаю, как у кого, а лично у меня всю дорогу по туннелям в голове крутился анекдот про оптимиста, пессимиста, реалиста и машиниста.







Помимо самой железной дороги, было очень здорово просто гулять вдоль Байкала, глядя на плещущееся в солнечных лучах огромное море, травы, цветы и порхающих кругом бабочек.





Но вот наше время на мысе Толстый истекло, и "Баргузин-3" заскользил дальше по Байкалу. Следующая остановка у нас планировалась на мысе Шумиха.













На мысе Шумиха расположена так называемая Итальянская подпорная стенка -- сооружение, предохраняющее железную дорогу от камнепадов и осыпей. Итальянская -- потому что строил итальянец, и потому что арки в итальянском стиле.









Рядом расположены мосты через реки Большая и Малая Шумиха.



И Большая Шумихинская Галерея:











Ну и третья, самая длинная остановка у нас случилась на мысе Половинный, где, также, находится остановочный пункт КБЖД "110-й км". Там у нас было аж 2 часа времени, очень вкусный обед, река Половинная, мост и два туннеля. Один из них -- самый длинный туннель КБЖД, длина его составляет около 779 метров. А второй, наоборот, самый короткий -- всего 31 метр. Говорят, если через него пробежать, задержав дыхание и загадать желание, то оно обязательно сбудется.











После обеда мы, конечно же, первым делом отправились исследовать самый длинный туннель, который начинался прямо за платформой 110-й км.



Туннель, хоть и длинный, но прямой, и потому его конец видно всю дорогу с самого начала.







Мы прошли через длинный туннель, и за дальним порталом нашли тихое местечко, где можно было искупаться. Искупаться в Байкале -- наконец-то! Вода в нём оказалась не очень холодной (у меня, во всяком случае, конечности не сводило), но вот заход в воду там, конечно, жёсткий. Камни, камни, камни, по которым ходить босиком весьма больно. Но можно на четвереньках -- тогда получше :)





Стоило нам это купание, правда, порядочно времени. Обратно по туннелю мы уже почти бежали, а ведь был ещё короткий туннель желаний, в который мы всё ещё надеялись успеть. К пристани мы подлетели ровно в тот момент, когда "Баргузин" дал первый гудок, и с сожалением посмотрели на маячивший впереди туннель желаний, пробежать который мы уже не успевали. Уже в Москве я пойму, что то желание, которое вертелось у меня в тот момент в голове было лишним. Не нужно было его загадывать. А туннель -- как-нибудь в другой раз. На Кругобайкалку хотелось бы ещё вернуться, прокатиться по ней на поезде, сплавать из порта Байкал в Листвянку (или обратно), да и круиз на теплоходике я бы, пожалуй, с удовольствием повторила.




Транссиб, summer15, photo, trip, railway, КБЖД, Байкал

Previous post Next post
Up