Самое яркое впечатление от посёлка Фершампенуаз -- это музей уральских самоцветов или просто музей камня. До той поры я видела довольно много геологических музеев: в Апатитах, Петрозаводске, Магадане, Златоусте, да что там далеко ходить -- на верхних этажах Alma Mater в музее Землеведения тоже не один раз бывала. В общем, малахит от хризолита отличать умею.
Но музей в Фершампенуазе, не побоюсь этого слова, уникальный. Держит его коллекционер Александр Матора и расположен он в самом обычном частном доме на самой обычной улице посёлка Фершампенуаз. Матора -- человек, без сомнения, по-настоящему увлечённый своим делом, и рассказывает он о своих камнях так, что заслушаешься, в стихах, с шутками-прибаутками.
Возле калитки у него живёт гномик в пещере, который периодически уходит в горы и приносит хозяину камни:
А рядом ящерка, Медной горы хозяйка:
В саду повсюду камни, и все они не просто так разбросаны, а сложены в определённые композиции. И у каждого камня своя история.
"Вон там горный хрусталь, камень ума -- камень всех студентов, менеджеров и нашего правительства":
А вот царевна-лягушка:
Тут надо заметить, что Матора -- не только коллекционер, но и Данила-мастер, так что в его доме-музее ещё и куча всяких фигурок, сделанных из камня. Вот парад планет:
Дракон:
Сам хозяин:
Ещё некоторые цитаты:
"Это камень-утюжок, им ничего погладить нельзя, но его самого можно погладить"
"Вот тут лежат камни для тыренья - их можно стырить, но стыренный камень счастья не приносит. Поэтому можно положить 5, 10, 25 рублей - сколько не жалко"
"А вон там барон Мюнхгаузен, на луну стремящийся - самый честный человек на Земле после Маторы и нашего правительства"
"Пилить камень тяжело, поэтому, как определить, что он внутри пустой? Постучать по камню и постучать по голове. Если звук будет разный, значит, пилить его не надо"
Когда вновь выходишь из этого дома в сад, усыпанный камнями, создаётся впечатление, что не гномик приносит их ему, а пробегал там как-то Серебряное Копытце, и из-под его-то копытца всех этих самоцветов и насыпалось. Да и сам Матора чем-то похож на какого-нибудь ожившего персонажа из сказки Бажова, разве что отшлифованного на современный лад.