Прогулка по родному городу: железнодороЖЖное настроение

Jan 23, 2015 10:45



Когда уйдет этот поезд на юг
По нагим, по заточенным рельсам, чтобы
было больней,
Когда зацепит колесами стук,
Оставляя во тьме расстояния город в огне,
Забывая за башней вокзального город в огне,
И часы, и колонны вокзальные,
О, Фивы древние, Фивы стовратные,
Фивы-центральные, Фивы-товарные тоже в огне!
Мельница "Поезд на Мемфис"

Доброго всем дня!

Сегодня я хочу пригласить вас всех в небольшое путешествие по маленькому провинциальному городку, затерянному в степях и расположенному на самом юге Ростовской области. Время прогулки - 04 января 2015 года. Такие вот у нас зимы=)

Небольшая справка - город Сальск, административный центр Сальского района Ростовской области и Сальского городского поселения, население города по данным на 2014 год составляет около 60 000 человек. Первое упоминание о хуторе Юдичеве (Юндине) встречается в записях начала 19 века, сообщающих, что некий беглый крепостной по имени Юдичев основал небольшой хуторок, обосновавшись там с несколькими человеками. Затем на страницах истории звучат новые имена - Воронцовское, Воронцово-Николаевское, Торговая, Марков, и наконец, Сальск. Свое настоящее имя город получил 99 лет назад, при чем весьма странным образом, ибо назван он в честь реки Сал, протекающей в 100 (!) км от города. Еще, быть может, в литературе вы встречали словосочетание "сальские степи", так это тоже про нас.

В 1899 году случилось знаковое событие, определившее вектор развития города на многие годы вперед, - именно здесь была открыта узловая станция важной (я б сказала, стратегической) железнодорожной ветки "Тихорецкая-Царицын(Волгоград)". Имя станции - Торговая.

Вокруг станции постепенно появился поселок, который получил название Торговый. А в 20е годы к поселку присоединили расположенное неподалеку село Воронцово-Николаевское, назвав новое территориальное образование городом Сальском.
А так выглядит бывшая станция Торговая сейчас.








Переход через железнодорожные пути можно совершить по пешеходному мосту. Еще в на протяжении всего пути есть несколько оборудованных наземных переходов, но с каждым годом их становится все меньше и меньше, приходится пользоваться мостом, а это не очень удобно тем, кто жил как раз возле таких переходов. В 90е годы я пользовалась переходом, по пути в школу я переходила жд пути по мосточкам на территории локомотивного депо. Наверное, это было опасно, вагоны, цистерны, тепловозы и электровозы вокруг, но я видела это с самого рождения, знала правила поведения и была предельно внимательна. Идешь, бывало, по тротуарчику вдоль жд путей, подходишь уже к переходу, а тут отправляется состав, и ты понимаешь, что уже не успеешь. И стоишь, ждешь, пока все 50-70 вагонов не проедут. Или же придет состав, огромный такой, не поместился на положенные ему пути, хвост "болтается" далеко за переходом, и топаешь тогда вдоль вагонов по щебенке, пересекаешь пути, и снова по щебенке...Правила детства, правила выживания, правила, впитанные с молоком матери - не становиться ногами на рельсы (легко можно упасть, и будет больно, проверено на себе), переходить за 3-4 метра перед кабиной тепловоза/электровоза (чтоб машинист тебя видел), не становиться на "стрелку" между путями (ногу чик-чик).
Занимались мы и опасными вещами - шли по обледенелой дорожке вдоль несущегося состава, пролезали под вагонами, поставленными в отстой. Рядом с переходом - школа № 9 (в советские времена ведомственная, железнодорожная), и много ребят ходили в школу по этому самому переходу. Погибали? А вот нет. Я за 17 лет школьной жизни помню от силы пару случаев. Со временем этот переход закрыли для общего пользования, теперь там ходят лишь локомотивные бригады.
Мост соединяет две части города, одна, основная, там и центр и другие районы. Другая - так называемый Новосальск, это мой район. Школа моя находилась как раз в центре, и каждое утро я ходила в нее либо через мост, либо через переход. Вся "цивилизация" именно в центре, которые почему-то мы называем "городом". Мы-это не только жители Новосальска, но и всех других (нецентральных) районов. Поэтому мы ходим "в город" погулять, заплатить за коммунальные услуги, сделать какие-то дела в банке и тд. Звучит забавно, мы ведь тоже в городе живем.


Видите большое строящееся зелено-серое здание? По завершении стройки в нем будут располагаться администрация жд станции, а также бригадный дом с комнатами отдыха для локомотивных бригад. Уже много лет ходят слухи, что как построят бригадный дом, станцию закроют, местные работники станут не нужны, потому что через Сальск транзитом будут перевозить вагоны бригады из Волгограда и Краснодара, а здесь они будут отдыхать. Что ж, поживем-увидим. Кстати, раньше на этом месте была "старая" жд больница, в которой еще работала моя бабушка. Бабушка - не врач, она была сестрой-хозяйкой (в миру-кастелянша) и заведовала больничным бельем. Я смутно, но помню бабушкино помещение, и я, маленькая-маленькая, сижу на столе, а вокруг шкафы и полки с бельем. Потом построили "новую" жд больницу, а эту забросили в прямом смысле слова, все конструкции растащили местные жители, и там долго находился пустырь.


Видите прям по центру фотографии мужчину в оранжевом жилете? Не знаю точно их должности, я бы назвала их составителями. Они вот так катаются на вагонах, сцепленных в небольшом количестве, которые вот так переводят с одного пути на другой, с ремонта на ремонт. В детстве мне казалось удивительным и смелым кататься подвешенным на движущемся вагоне.
Теперь я предлагаю отправиться к вокзалу. Он уже много лет находится в аварийном состоянии, и говорят, что скоро все-таки снесут. Так что мои фотографии - это сохранение истории.
Приезжающие видят вот это


А с обратной стороны вот так.



Если войдем внутрь вокзала, то увидим необыкновенные витражи советского периода. Как жаль, что при сносе это все будет, скорее всего, безвозвратно утеряно...





Собственно, все эти 3 составляющие были в Сальске в советское время. Сельское хозяйство - знаменитый на весь Союз совхоз "Гигант" с невероятными показателями, производство - множество комбинатов, фабрик и опять-таки знаменитый завод кузнечно-прессового оборудования, транспорт - узловая станция Сальск, теперь вы это тоже можете подтвердить.




А помните, как я писала о своем первом бизнесе в 8 лет? Мы с двоюродным братом продавали людям из проходящих поездов на юг газированную воду и минералку. Так вот ниже тот самый магазин, в котором работала моя тетя,и откуда мы таскали бутылки на продажу.



На этом закончим сегодняшнюю прогулку. Надеюсь, вам понравилось! Впереди нас ждет прогулка по центру города, по парку культуры и отдыха, мы увидим две церкви и один необычный памятник. Будьте с нами!

дом, прогулки, воспоминания, семья, любовь

Previous post Next post
Up