Русское воспитание: О цели воспитания

Jul 17, 2019 00:34





Простые животные, - вроде насекомых, или моллюсков, или пауков, -приходя в жизнь, абсолютно не нуждаются в личной встрече с родителями, поскольку за счёт инстинктов с самого начала уже знают и умеют ровно столько же.

Новорожденным высшим животным без родителей уже не обойтись: хотя инстинкты никто не отменял, но кто-то же должен ещё осуществлять и процесс дополнительного обучения. Одних ведь ещё предстоит научить летать, других - охотиться, третьих - правильно песни петь…

А вот появляющемуся на свет человеческому детёнышу предстоит стать объектом не только обучения, но ещё и воспитания. Последний процесс при этом настолько важен и ответственен, что лучше всего его поручить даже и не родителям, которые ещё сами не успели реализоваться и продолжают периодически совершать ошибки, а тем, кто, прожив долгую жизнь и наломав не одну поленницу своих дров, в конце концов всё-таки кое-что в этой жизни понял, овладел бесценным опытом, и теперь, располагая свободным временем, готов этим опытом поделиться. И не с первым встречным - поперечным, а с самым близким, кто странным образом даже почему-то ближе собственного ребёнка. Поэтому ребёнку положено, как правило, личное общение не только с родителями, но ещё и с прародителями - бабушками и дедушками. У животных, надо сказать, такой возможности не бывает никогда. Эта милость дана только человеку, и то, к большому сожалению, не каждому!

Воспитание детей - неотъемлемая часть любой человеческой культуры. Детей воспитывают все, - атеисты и буддисты, мусульмане и христиане, индуисты и иудеи, папуасы и пигмеи. Все, кроме, может быть, алкоголиков и наркоманов, у которых просто нет свободного времени на воспитание детей…

Но что же такого особенного должен в процессе воспитания получить ребёнок, что сделает его в результате человеком? В чём должно быть его отличие от животных?

Казалось бы, абсолютно понятно, что воспитание - это целенаправленное воздействие на личность ребёнка с целью подготовки её к жизни в обществе. То есть, теоретически, в случае удачно осуществлённого воспитательного процесса человек должен стать адекватным членом человеческого общества, - доброжелательным, отзывчивым, спокойным, щедрым, честным… В общем, - хорошим светлым человеком. Такова цель.

...переоценка исходных детских качеств и вообще ни на чём не основанная идеализация ребёнка в своё время сыграли злую шутку с европейской педагогической наукой и продолжают, судя по всему, гнать западное общество к цивилизационному обрыву. Хотя, теперь уже трудно с уверенностью сказать, что это было, - элементарный непрофессионализм или всё-таки хорошо спланированный злой умысел.

русское воспитание, русское просвещение

Previous post Next post
Up