Елеть-Кереть-Белое Море. Часть 2. Кереть.

Sep 15, 2023 10:01

Начало

23.07.23
Сегодня мы заходим в Кереть. Нас ждет множество порогов, три из которых третьей категории сложности. Честно говоря, меня это совершенно не радует, в прошлом году я завершила порожистую часть карельского похода килем на пороге аналогичной сложности, и закреплять этот опыт не хочется. При этом в прошлом году была жара, так что купание само по себе не страшило, а в этом солнца мы еще не видели, дождь поливает почти без остановок, и весьма прохладно.
До обеда всё идет неплохо: препятствия несложные, воды достаточно, чтобы не садиться на камни - жить можно. После обеда должен быть порог Долгий, по описанию (которое никто из нас внимательно не читал) он не слишком сложный (2+), просто длинный. Я и Леша с Арсением плывем впереди и вдруг слышим очень внушительный шум воды и видим значительный перепад. Ребята отважно устремляются вперед и с громким криком исчезают в неизвестности. Подходят две другие наши лодки. Костя ворчит, что в такие пороги логично пустить руководителя вперед и выходит на берег для просмотра. Мы выходим за ним. Тем временем становится видно, что с ребятами всё в порядке, они успешно прыгнули с почти метрового слива и уже ждут нас на спокойном участке. Костя осмотрел слив, сказал, куда нужно стремиться попасть и пошел на проход. Лодка Кости с Яной прошла, как задумано. Следующим идет Володя, не попадает в нужную струю, его разворачивает поперек, он боком скачет по камням, но успешно выходит из порога.

Теперь моя очередь. Я хорошо прицелилась, попала ровно на нужный гребень, как по маслу (не то, что Володя!) прошла порог и ... обнаружила себя в воде, а перевернутую лодку рядом в улове. Какого черта?! Треша, как в прошлом году, не было: я не упустила весло, сразу встала на ноги (всего 2-3 синяка на одной ноге), сразу поймала и перевернула назад лодку, ничего не упустила. Главный ущерб заключался в том, что я не поняла, что произошло и в чем моя ошибка. И никто даже не снимал, нет возможности проанализировать. Володя предположил, что нос лодки зашел в улов, а струя ударила в корму, может и так...
Дальше был дождь и еще несколько менее сложных порогов. И мы остановились на красивой скальной стоянке в полутора километрах от порога Варацкий (3 к.с.), его пойдем завтра.
24.07.23
Утром идет дождь, так что встали нерано, а вышли на воду вообще в первом часу. У Варацкого высаживаемся для осмотра. В порог простой вход - мощный прямой поток, а вот вторая ступень выглядит страшно: или высоченный слив с бочкой под ним, но за ними нормальная струя третьей ступени, или поворот направо перед сливом и там не очень понятно что, но без бочки, зато выход на мелководье. Костя предлагает Володе идти первому. Вова выбирает более мирно выглядящую неизвестность. Проходит без экстрима, но с несколькими посадками на камни. Костя спрашивает Яну, готова ли она на прыжок со слива (Алексей, если что, с радостью готов подменить ее на месте матроса). Яна отважно говорит, что, если от ее квалификации успех мероприятия не зависит, то она готова. И флагманское судно успешно проходит порог по главному сливу. Да, пока мы изучали порог, таймень-двойка и каяк проскочили его без просмотра по главной струе. Их и Костин успех показывал, что именно так и нужно, чтобы потом не сидеть на мелководье, но после вчерашнего киля я трушу и выбираю Володин вариант. Мне даже удается не сесть на камни во второй ступени, но мелководье в третьей на этом пути неизбежно. Четвертый экипаж, конечно, с молодецкой лихостью прошел по главной. Плывем дальше. Обед совмещаем с просмотром следующего порога 3 к.с. - Краснобыстрого. Увы, тут нет простого обхода, струя однозначно несет на главный трамплин. Выглядит жутковато, но альтернатива - только обнос главного слива. Хватит трусить, нужно идти. Костя предлагает мне быть первой. Ну нет, я сначала хочу посмотреть его проход. Тогда идем тандемом, говорит Костя, т.е. я смотрю не с берега, а прохожу сразу за ним. На это я согласна (Костя сказал, что тандемом проходят пороги, в которых киль маловероятен, это радует). Иду за флагманским судном, но держу дистанцию побольше, т.к. Костя заходит в пороги медленно, а я бросаюсь с разгона. С воды слив выглядит совсем не так страшно, как с берега, и делать ничего не нужно - есть единственная мощная струя, просто грести со всех сил, чтобы не застрять в бочке.
Тут можно посмотреть короткое видео Алексея
Уф, всё получилось, и не особо страшно. Остальные тоже прошли этот порог без приключений, видимо, 3 к.с. только из-за силы струи и бочки под сливом. Сегодня оставшиеся пороги не сложные, проходим без просмотров. Что-то уже поздно, а мы никак не найдем стоянку: или болото, или занято большими группами. В результате встали на не особо стояночном (хотя с кострищем) месте в районе порога Масляный.
25.07.23
Кажется, погода, наконец, начала налаживаться. Чуть ли не впервые за поход не идет дождь, и мы даже увидели кусочек голубого неба. За вчера и сегодня у меня совсем нет фотографий - телефон сел, а солнечную батарею (других энергоносителей у меня нет) питать было нечем. Сегодня нас ждет сначала несколько не слишком сложных порогов, а напоследок самый, по Костиному мнению, сложный порог Керети - Морской. Идем бодренько, без просмотров. Произвел впечатление Кризой-3, все проскочили чисто, а вот Костя с Яной чуть не легли, но всё же устояли. После Кривого встаем на обед. Река подходит к концу, остался только Морской. Чалимся перед порогом и идем на просмотр. Порог представляет собой протяженный (чуть меньше километра) каскад сливов с не слишком большими бочками. Препятствие слишком длинное, чтобы точно составить план прохода, можно только приблизительно наметить траекторию. Первыми тандемом идут Костя с Яной и Володя, они запланировали держаться ближе к правому берегу. Я смотрю их проход, но вижу только малую часть. Вроде, у них все нормально, тоже пойду справа. Когда я села в лодку, подплыл катамаран. Я пошла в порог, полагая, что катамаранщики остановятся для просмотра. Иду хорошо, ни одного камня не задела, вдруг, посреди порога меня обгоняют. Ну. ничего себе, хорошо, что река широкая, знала бы, что ребята на кате такие лихие, пропустила бы их вперед, не люблю эти обгоны в пороге. Видео

Костя с Володей притормозили перед последней ступенью. Костя набирает пресную воду, Володя фотографирует. Я предпочитаю не чалиться до конца порога и сразу прохожу до конца. Катамаранщики поздравляют меня с завершением Керети. Скоро подходят остальные. Леша с Арсением немного посидели на камнях, но успешно с них соскочили. Так что мой киль в начале Долгого (позже я прочла, что в большую воду его всё же относят к 3 к.с., а у нас явно большая) у нашей группы единственный за поход. А ещё напоследок река сделала нам подарок. Очень хотелось красной рыбы. Перед Морским Костя даже зашел в рыбхозяйство, узнать, нельзя ли купить рыбы или путевку на вылов, но увы, ни того ни другого не было. И вот, когда Володя снимал мой проход, он приметил заблудившуюся в камнях горбушу, и Костя сумел поймать ее прямо руками. Так что на ужин нас ждет пир!
А сейчас мы плывем к отмеченному в устье Керети роднику, я там планирую заполнить свои емкости пресной водой. Родник с удобной пластиковой трубой обнаруживается ровно там, где отмечен. Вода набрана и мы выходим в море. Встать планируем в предельной точке, где наши дальнейшие пути разойдутся, и устроить там дневку. На запланированной стоянке Костя когда-то стоял, сумел найти ее и она оказалась свободной (что редкость на выходе из Керети). Так что встаём и наслаждаемся окончательно разгулявшейся погодой и жареной горбушей.