Водный поход Котозеро-Пояконда. Часть 1-я (пресноводная)

Aug 21, 2020 20:56

Как-то получается одно из двух, или писать в ЖЖ, или жить на всю катушку . К счастью, последний месяц второе полностью вытеснило первое. Но настоящую жизнь очень надо зафиксировать себе на память, а времени нет. Поэтому начну с простого, хоть и не в хронологическом порядке (началось все с прекрасной восьмидневной поездки в Умбу с друзьями: рыбалка, прогулки, аметисты, но про это потом, если сложится) - с дневника нашего с Васей водного похода по озерам и Белому морю. Просто это потому, что планирую копировать сюда бортовой журнал, который на бумаге уже написан.
3.08.2020
21.00 Приехали электричкой из Кандалакши на станцию Катозеро (станция почему-то через «а», а озеро через «о»). Нашли тропу к Нижнему Котозеру (метров 30 до воды). Есть небольшая площадка для стапеля. Неторопливо собрали лодку и в 22.30 вышли в путь.

Полный штиль.

На месте стапеля была мошка, дальше она не встречалась. Прошли 3 км и встали на стоянку на крохотном островке, который Вася очень полюбил и присвоил ему свое имя. Вечером костер не разводили, чай был запасен в термосе, мясо в контейнере, этим и пожинали и легли спать. Палатка стояла на ягеле - очень мягко.
4.08.2020
Я проснулась часов в 9 утра и пошла жечь костер. Еще в электричке обнаружила, что взяла всего 2 коробка спичек, значит нужно экономить, магазинов по пути не ожидается. Костер, вернее маленький костерок разгорелся со второй спички, отойти от него нельзя было ни на минуту - я не построила полный очаг, поставила только два камня для опоры кана, и любой порыв ветра грозил пожаром, хорошо, что запасла под рукой лишний котелочек с водой, тушить, загорающуюся хвою. Вскипятила воду, наполнила термосы, сварила кофе. К 11 встал Вася. Позавтракали. Погода все утро стояла солнечная. Вышли в 13.00.

Почти сразу поднялся нешуточный ветер, так что старались держаться ближе к берегу. Несколько раз начинал моросить дождь, но быстро заканчивался. Догребли до железнодорожного моста, началась речка Важенка, каменистая и крайне мелкая в этом сезоне. Лодку пришлось много проводить. Жуткая шкуродерня. Вася освоил ведение лодки за корму и меня гонял, чтобы не мешала. Так что я с удовольствием шла по камушкам ближе к берегу, так как уже пару раз черпнула в заброды и больше не хотелось. К 16.00 прошли станцию Катозеро с другой стороны. Можно было бы не делать этот крюк и сразу собираться на Важенке, ну так в поход и вовсе можно не ходить…

Пообедать планировали на озере после речки, но Вася не дотерпел. На месте обеда он решил покидать спиннинг и оборвал свою любимую блесну. Очень рассердился, сказал, что больше рыбу в этом походе ловить не будет. Озеро Важенка прошли без приключений, а дальше опять мелководная шивера, довольно длинная. Замучались проводить. Набрали в лодку воды, то ли наплескали, то ли дыра.
Наконец вышли в озеро Верхнее Пулонгское и пошли в сторону Хитострова. Он чуть в стороне от маршрута, но на нем помечено месторождение корунда, на котором проходили практику студенты-геологи, нам такое интересно.
Стоянку нашли отличную, но в противоположном конце острова от месторождения, ничего, весь остров длиной чуть больше километра, завтра утром прогуляемся. Встали в 19.30, прошли 19 км.

На лодке больших дыр не обнаружили, только мелкие потертости, на всякий случай замазали их жидкой латкой.
На этой стоянке оборудован отличный очаг с защитой от ветра: и не пожароопасно и кан закипает быстрее. В дальнейшем мы пытались всегда находить или строить что-то в этом роде.

Сварили целую пачку макарон, решили, что это будет сразу и ужин и завтрак.
5.08.2020
В этот день у нас вышла полудневка. Утро было солнечным. Я встала рано, искупалась в озере, сварила кофе. Вася выполз из палатки ближе к 11, он вообще очень много спал весь поход, часов по 10-11 в сутки. Завтракали очень неспешно, в экспедицию к месторождению отправились ближе к часу. Тропы не оказалось (или мы ее не нашли), так что шли по азимуту. По пути то и дело встречались заросли черники, приходилось останавливаться.

Подъемы и спуски чередовались. К счастью, овраги в этом сезоне совершенно сухие.

Наконец добрались до месторождения и пошли копаться в отвалах. В мягкой породе встречалось множество зерен граната, порой довольно крупных, Вася тут же начал их выкалачивать и не мог остановиться. С гранатами все понятно, а вот с корундом мы запутались. Я ни разу не геолог и слово «корунд» слышала впервые. Вася считал, что корунд зеленовато-голубоватый, но такого тона почти не попадалось, лишь одна маленькая крошка. Зато я нашла розовый минерал в форме шестигранной призмы, позже Вася нашел еще один такой же. Взяли их за правильность формы. Уже в Москве выяснили, что корунд -обобщенное название целой группы камней. Да, бывают зеленовато-голубоватые - это сапфиры, но бывают и розовые, и бардовые и малиновые - это рубины, они -то нам и попались, знали бы, поискали бы еще.

Пошел дождь и мы таки заставили себя выйти из образа горных гномов и пуститься в обратный путь. На стоянку вернулись промокшие, в основном не из-за дождя, а из-за мокрой травы. Пообедали (вчерашних макарон и на это хватило), пообщались с на редкость громким и гулким эхо и, наконец, в 16.00 вышли и по штилю очень быстро догребли до протоки в Нижнее Пулонгское озеро.
Конечно, опять порожек с мелко водой. Я вылезла из лодки и предоставила Васе проходить его одному. В озеро вошли по прекрасной солнечной погоде. Вася сменил гнев на милость и сказал, что готов порыбачить на этом симпатичном озере. Встали в начале восьмого на маленьком острове (за день прошли всего 12 км). Наладили удочки и пошли рыбачить с берега. Быстро наловили десяток окуньков ( я могла бы и не примазываться, я поймала одного, Вася 9).

Пока я готовила ужин, Вася окуньков почистил и мы пожарили их на горелке, ибо костерок наш так мал, что углей не дает. Получилось удивительно вкусно.

Водный поход Котозеро-Пояконда. Часть 2-я. Выходим в море
Водный поход Котозеро-Пояконда. Часть 3-я. Не спокойно наше северное море...
Водный поход Котозеро-Пояконда. Часть 4-я.ББС
Водный поход Котозеро-Пояконда. Часть 5-я. А все кончается. кончается, кончается...