Итак, публикую долгожданное руководство по расклейке агитации. Видеоролик для него был, естественно, снят на законспирированной квартире на деньги Госдепа США для раскачивания лодки политической стабильности. В целом материал может быть использован при распространении агитации перед митингами и другими массовыми политическими акциями, в рамках предвыборной агитации, а также при расклейке коммерческих объявлений.
Для начала, краткое видеоруководство. Ролик доступен в как в обычном, так и FullHD-качестве.
Click to view
А теперь комментарии и дополнения к нему.
Листовки, собственно, бывают двух видов:
- Листовки на клею;
- Стикеры (клеящий материал уже нанесен на одну сторону бумаги).
Первые удобнее клеить на улице и во дворах, в целом на их наклейку уходит больше времени - а значит больше гарантии "засветиться". Однако хорошо приклеенную на клей листовку отдерет не каждый дворник. Стикеры удобнее клеить в метро и вообще в людных местах - агитация все равно там долго не "живет".
Листовку лучше наклеить так, чтобы:
- ее увидело как можно больше человек (собственно, чего мы и добиваемся);
- она при этом провисела как можно дольше, не отклеившись и не будучи сорванной;
- за ее расклейку Вас не схватили/не оштрафовали/не обругали/не начали драку/не позвали ментов;
- она не портила чужую частную собственность (автомобили, одежда, магазины и др.);
- она не вызывала особых неудобств своим присутствием на том месте, где Вы ее наклеили (например, заклеив расписание электричек на вокзале; или на лобовом стекле водителя средства общественного транспорта; или на экране либо клавиатуре банкомата)
Естественно, если Вы клеите листовку в доступном и посещаемом месте, то количество ее просмотров и время висения могут оказаться обратно пропорциональны друг другу:
- поскольку среди проходящих и видящих листовку людей есть вероятность встречи тех, кто будет рад сорвать ее "на память";
- поскольку работники коммунальных служб (дворники, работники общественного транспорта и другие) срывают эти листовки, выполняя свою работу.
Соответственно с этими критериями, можно выделить несколько основных удобных зон расклейки:
- Общественный транспорт (метрополитен, электрички, остановочные комплексы);
- Улицы города - любые места, где наблюдаются скопления людей или проходят их основные пути перемещения;
- Жилой сектор (дворы);
- Посещаемые общественные учреждения (образовательные, "правоохранительные", развлекательные, места общественного питания) - однако будьте готовы к тому, что у этих объектов может быть бдительный персонал.
Более подробно по этим пунктам.
Общественный транспорт
- Остановки наземного транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи);
- Эскалаторы, двери входа/выхода из вестюбюлей метро, а также некоторые места внутри вестибюлей:эскалаторы, стены и др.;
- Собственно, средства наземного транспорта и вагоны метро (некоторые, правда, предпочитают в транспорте не клеить).
Улицы
- Пешеходные переходы (а точнее: к примеру, стены внутри них и арка над спуском в подземный переход, если Вы можете до нее достать);
- Столбы (фонарные, дорожных знаков, объявлений и др.), рекламные стенды, стены домов, гаражей и др. на посещаемых улицах, рядом с остановками и станциями общественного транспорта;
- Стены зданий, гаражей, заборы;
- Водосточные трубы - по статистике их чистят реже всего;
- Скамейки на улицах, в парках и скверах;
- Терминалы оплаты услуг и справки - однако при этом не наносите вреда работоспособности аппарата.
Жилой сектор
- Доски объявлений рядом со входами в подъезды жилых домов, а также районные;
- Продуктовые и другие рынки, подходы к ним;
- Места рядом с магазинами товаров первой необходимости (продуктовых, аптечных, хозяйственных и др.): столбы, стенды, стены, двери, перила;
- Подъезды (если получается в них проникнуть).
Посещаемые общественные места
- Туалеты (но, бывает, что они очень часто убираются);
- Двери в залы, аудитории и др.;
- Информационные стенды и доски объявлений.
Как часто очищаются места от объявлений?
- В метро чиска может происходить два-три раза в сутки (эскалаторы чистятся реже);
- На улице дворники обычно работают в первой половине дня, на центральных улицах - практически каждый день;
- Во дворах чистка от объявлений происходит гораздо реже, иногда объявления могут висеть год и более (лично видел в районе Патриарших листовку "Стратегии 31" от 31 августа 2011 года).
- В регионах нередко не чистят совсем и объявления в удобных местах клеятся во много слоев.
Обращайте внимание на наличие и "живучесть" уже расклеенных до вас объявлений.
Основные источники опасности:
- Сотрудники полиции, ФСО и других силовых структур (с последними вы можете встретиться только вблизи соответствующих охраняемых объектов);
- Охрана коммерческих и жилых объектов, если таковая имеется в наличии;
- Конкуренты-расклейщики, которые могут "контролировать" данную территорию;
- Сотрудники фирм, занимающихся обслуживанием рекламных стендов (у них обычно своя "война" с расклейщиками);
- Бдительные пенсионеры, которые при случае могут и ментов вызвать;
- Камеры наблюдения, которые могут заснять ваш "рабочий процесс".
Что вам грозит?
Москва
Статья 7.24 КоАП. Несанкционированное нанесение на конструктивные элементы подземных и наружных инженерных коммуникаций и сооружений надписей, размещение на них информации.
Несанкционированное нанесение на конструктивные элементы подземных и наружных инженерных коммуникаций и сооружений надписей, рисунков, расклеивание объявлений и прочей информации, не относящейся к их эксплуатации,
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Если расклейка происходит в метро, то штраф составляет до 2000 рублей (абз. 2 п. 3 ст. 10.9 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях).
В регионах могут быть свои правила - Google и Yandex вам в помощь.
Также возможен неадекват со стороны сотрудников охраны объектов - на этот случай пусть у вас будет, чем снимать - в случае превышения полномочий вы можете потом предъявить запись в суде.
Также рекомендую ознакомиться с этим
материалом - в нем есть немало полезного.
Благодарности
Благодарю
accuser_opposer за активную помощь в подготовке данного руководства и
Левый фронт за предоставленные агитационные материалы.
Рекомендую вступать в сообщество поддержки Доброй машины правды -
dmp_2012 - будьте в курсе современных технологий пропаганды и проходящих акций.
PS. Если вы желаете помочь становлению гражданской журналистики в России, а именно организации трансляций в хорошем качестве, то у вас есть возможность сделать это -
http://rychkoff.livejournal.com/59130.html