В какую Европу хотят украинцы?

Dec 11, 2013 14:32

Сегодня ночью украинская власть предпринимает очередную попытку штурма Евромайдана в Киеве, однако протестующие продолжают держать оборону. На мой взгляд, закончится это, скорее всего, окончательным разгоном, пусть и в несколько этапов. Сейчас на Майдане почти что праздник, протестующие поют песни и восстанавливают баррикады. На этом фоне Янукович заявляет о том, что готов возобновить переговоры с Евросоюзом, если по ряду пунктов будут сделаны уступки. Обе стороны в целом не демонстрируют достаточной решительности для изменения ситуации в свою пользу, но время играет скорее на руку регионалам.

Пользуясь недолгим затишьем, хотелось бы разобраться, в какую Европу хотят украинцы, вышедшие на Майдан и что их так объединяет. Ахинею про оплаченную массовку отметаем, так как подавляющее большинство, если не считать партийный актив оппозиционных движений и журналистов, пришли туда по своим убеждениям. Как показывает практика, искусственные "митинги" - это больше по части как раз "регионалов".



Разумеется, украинцы не хотят ни повышения тарифов ЖКХ, ни закрытия своих предприятий, ни роста цен на продукты питания или других явных или возможных негативных последствий евроинтеграции. Так чего же они хотят?

Для ответа на этот вопрос нужно понять процессы, которые происходили на территории бывшего СССР со второй половины 1980-х. А было вот что: на смену идеи сильного имперского государства любой ценой (в том числе свободы и даже жизни граждан) пришла идея уважения к правам человека, свободы слова и демократии. Которые на то время как раз олицетворяла Европа. Из стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, туда удалось попасть только Прибалтике, которая имела и так глубокие исторические связи с Европой.

Некоторая часть населения так и застряла в советском прошлом. Именно она составляла в 1990-е в России основной электорат КПРФ, а в дальнейшем именно на нее стали опираться Путин и Единая Россия, апеллируя к идее возрождения Союзного государства, на данный момент в лице Таможенного союза. Однако все эти громкие заявления звучали на фоне масштабной коррупции, фальсификаций на выборах всех уровней, разложения судебной системы, наплевательского отношения к правам человека, бесконечного потока лжи государственных СМИ, рекордно дорогой Олимпиады в Сочи. Плюс постоянные метания российской власти от одной идеологии к другой - более-менее долго продержалась лишь идея "суверенной демократии".

Одним словом, предложенный Путиным проект оказался малопривлекательным даже для исторически пророссийски настроенного населения Восточной Украины. Не зря оно сейчас занимает позицию скорее пассивного наблюдателя.

На этом фоне любые претензии по поводу того, "а что здесь делают эмиссары ЕС и США" - получают ответ - "а что здесь делают эмиссары Москвы?"

"Точкой сборки" в условиях пост-СССР во многих случаях стал национализм - именно по такому пути пошли, например, республики Прибалтики, Молдавия и Азербайджан. Этот же путь выглядит сейчас вполне естественным и для Украины. "Рубиконом" здесь стал первый Майдан, когда как минимум половина Украины объявила, по сути, о своем разрыве с прошлым, а другая половина молчаливо с этим согласилась.

Снос памятника Ленину в Киеве на этом фоне выглядит весьма символичным. Таким образом украинцы говорят, что не хотят иметь ничего общего с мертвой имперской идеей СССР, которую как ничто другое символизирует забальзамированный труп ее основателя, лежащий на Красной площади.

Думаю, это понимают и жители Восточной Украины, посему не стремятся так уж сильно в объятия России и не выходят массово на свой "Антимайдан".

Стремление к Европе в таких условиях вполне естественно. Но это стремление скорее не в современную Европу с ее экономическими, социальными и национальными проблемами. Это стремление в идеализированную Европу примерно 20-летней давности. Более того, активно призывающие в Евросоюз украинские националисты многие ценности современной Европы не разделяют - в том же Львове на улицах вы увидите полно агитации, скажем, против ювенальной юстиции типа наклеек "Татко, який не віддавай мене!". Если говорить об Европе, то образцом для украинцев сейчас являются скорее не Германия или Франция, а Венгрия, которую уже неоднократно обвиняли в нарушении прав национальных меньшинств.

А каков же выход для России? А выход для России будет в том, чтобы стать привлекательным партнером, обуздать собственную коррупцию, начать уважать права человека, начать говорить правду в СМИ, перестать мухлевать на выборах и манипулировать политической системой, наконец открыто признать собственные ошибки. А также перестать перекрывать трубу и границу своим потенциальным союзникам. А мертвую имперскую идею оставить только на страницах учебников и в музеях. И вот увидите, тогда к России потянется не только "последний диктатор Европы" Лукашенко!



на злобу дня, Майдан незалежности, Украина, Европа, политика

Previous post Next post
Up