Королевские зеркала

Mar 15, 2012 00:33


Если не знаешь, что сказать - говори по-французский.

Л.Кэрролл.”Алиса в Зазеркалье”.

Как Вы думаете: где я увидел это зеркало? Дворец? Музей? Вовсе нет.





Недели две назад заезжал в пансионат Назарьево . Он располагается в бывшей дворянской усадьбе.





Вот как она сейчас выглядит.





А это природа.




Но больше всего поразили меня два необыкновенной красоты зеркала, которые украшают весьма скромный холл пансионата.




Рамы зеркал сделаны из фарфора. Поражает филигранная точность проработки деталей.

Каждый цветок повторяет настоящий вплоть до складки на лепестке.




Первое зеркало изображает девять муз и их покровителя - Аполлона.





А ну-ка припомните всех муз и определите какая из них кто?!!!





Нашел такую версию появления зеркал в Назарьево…





Изначально в Европе зеркала явились в Венеции и стоили баснословных денег. Людовик XIV, «король-солнце», направлял в Италию военные корабли с целью непременно доставить венецианских зеркальщиков в Париж. С появлением в Европе чудесных стекол их стали облекать в роскошные рамы. Особенно прославился в этом отношении Иоганн Иоахим Кендлер (1706-1775) - немецкий скульптор, представитель стиля рококо, мастер фарфоровой пластики. Он работал на Мейсенской мануфактуре близ Дрездена, выполняя самые сложные заказы. Подчас на изготовление одной фарфоровой рамы уходил год!
Два зеркала работы Кендлера можно увидеть в наши дни на Рублевке, в пансионате «Назарьево». Диву даешься, как они смогли пробиться к нам через века и сохранить первоначальную прелесть. Микронная тонкость фарфоровых крылышек мотыльков и птиц, лепестков цветов, соединенных мастером в великолепные букеты, - это на одном зеркале, а на другом - девять муз и их предводитель Аполлон с золотой лирой в руках. И загадочный вензель - R и L c орлом, сжимающим в когтях державу, земной шар. В своих поисках я с головой ушел в архивы, и вот что удалось мне выяснить.
 



Фаворитка короля Людовика XV Возлюбленного мадам Помпадур (1721-1764) утвердила стиль рококо в Европе. Это была женщина выдающихся талантов: она любила литературу и живопись, дружила с великими энциклопедистами Вольтером, Дидро и Руссо, прекрасно разбиралась в музыке, архитектуре и садоводстве. Она руководила постройкой дворца Малый Трианон в Версале и созданием площади Людовика XV в Париже. У себя на родине основала Севрскую фарфоровую мануфактуру. И она же заказала Иоганну Кендлеру зеркальную фарфоровую раму, ту самую, что украшает ныне «Назарьево». Мастер зашифровал свое имя - Кендлер - лишь в верхних подсвечниках рамы (свеча по-английский candle).
В зеркале - все королевское. И державный орел, и музы, столь любимые герцогиней, и золотые латинские буквы вензеля над головой Аполлона - R и L, Rex Louis, король Людовик, в честь столь любимого герцогиней властителя Франции. Зеркало украшало один из покоев Версаля. При императоре Наполеоне Бонапарте оно было подарено фаворитке Наполеона графине Марии Валевской (1786-1817), польской дворянке, и оказалось в ее родовом замке




Валевич, там, где она родила их общего с императором сына Александра Валевского (1810-1868). Затем зеркало было куплено польскими магнатами князьями Радзивилл, один из которых, князь Доминик Радзивилл, примкнул к армии Наполеона при вторжении в Россию. Этот князь был убит при отступлении Наполеона, и богатства его Несвижского замка были конфискованы в русскую казну. Дочь Доминика, малолетняя княжна Стефания, воспитывалась в семье российского фельдмаршала Витгенштейна, за сына которого впоследствии вышла замуж. Свадьба происходила в подмосковном имении князей Вяземских - усадьбе Остафьево. Именно тогда и наше зеркало оказалось в Остафьево. Не однажды в него смотрелись именитые гости Вяземских - Карамзин и Жуковский, Баратынский и Батюшков, Пушкин и Денис Давыдов, Гоголь и Грибоедов. А знаменитый автор дилогии «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» английский писатель Льюис Кэрролл, волею судеб оказавшийся в Остафьево в 1867 году, именно в этом зеркале увидел сказочный сюжет своей широко известной книги!
В советское время Остафьево сделали домом отдыха партийно-хозяйственной номенклатуры. А в конце XX века дом отдыха оттуда вывели, создав музейусадьбу «Русский Парнас». Все имущество дома отдыха переместили в пансионат Совмина «Назарьево». В том числе и версальские чудо-зеркала.




Лично я сомневаюсь в полной достоверности этой истории по ряду причин.

Второе зеркало - это оформление для камина.





Все мельчайшие детали изготовлены с поразительной точностью.










Вот такая красота в почти обычном пансионате.





путешествия, арт, культура, история

Previous post Next post
Up